Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Ледокол №4

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 750 т.
Размеры: длина - 45,72 м, ширина - 12,04 м, осадка - 4,86 м.
Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: - миль.
Силовая установка: котломашинная, 1260 л.с.
Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта (с 1942 г.: 6х1 12.7-мм пулемётов и 4х1 7,62-мм пулемета).
Экипаж: 48 чел.

История судна:
Мобилизованное судно

Портовый ледокол "Ледокол IV" был построен в 1906 г. на судоверфи "Ланге и сын" в Риге.

Он был заказан в начале 1905 г. Отделом торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов для азовского торгового порта Мариуполь. Однако из-за начавшейся в стране революции, закончить в срок постройку "ледокольного парохода" (так он именовался в договоре) не удалось. "Ледокол IV" пришел в Мариуполь летом 1907 г., продемонстрировав, между прочим, на переходе с Балтики на Черное море в штормовую погоду прекрасные мореходные качества.

По архитектуре это было 1-палубное судно с непрерывной верхней палубой и полубаком. Посередине судна установлена большая 2-этажная рубка, а перед ней - единственная мачта. Большая и широкая труба выведена сквозь настил рубки. По длине корпус ледокола разделен 7 водонепроницаемыми переборками. В носу имелась 1 балластная цистерна на 25 т воды, в корме - 2-я на 40 т. Шпация в носовой части судна составляла 350, а в средней и кормовой частях - 450 мм. Учитывая необходимость ледокольных работ на азовском мелководье, наружную обшивку выполнили из избыточно прочных и толстых стальных листов: килевой пояс - до 21 мм, днище и скуловой пояс 11-19,5, борт ниже ватерлинии - 11-14-19,5, по ватерлинии и выше - 14-19,5, ширстрек - 11-13,5 мм. Силовая установка включала в себя паровую машину (компаунд) мощностью 1000-1260 л.с. и 2 цилиндрических горизонтальных трубчатых котла.

"Ледокол IV" хорошо работал на Азове, ежегодно участвуя в зимних кампаниях и спасательных операциях.

Призван по военно-судовой повинности 03.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в Первой мировой войне.

16.12.1917 г. вошел в состав красного ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен германскими оккупантами. 31.10.1918 г. возвращен Министерству транспорта и промышленности. В 1919 г. захвачен красными. 01.04.1919 г. поврежден артогнем вооруженного ледокольного буксира Добровольческой армии "Полезный" и выбросился на берег у Генического маяка.

23.05.1920 г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. Участвовал в гражданской войне. С 13.06.1920 г. по 13.06.1922 г. имел название "Знамя социализма".

28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. 13.06.1922 г. был разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Мариупольскому торговому порту.

22.07.1941 г. был мобилизован и 11.08.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота в качестве канонерской лодки.

Участвовал в обороне Геническа в сентябре 1941 г., Мариуполя в октябре 1941 г., Керчи в октябре 1941 г. и Темрюка в июле 1942 г., Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции.

02.07.1942 г. погиб от ударов германской бомбардировочной авиации в Темрюкском порту. 30.08.1942 г. был исключен из списков флота.

01.03.1944 г. поднят АСО Азовской флотилии и возвращен Наркомату морского флота. В строй не вводился и 14.04.1956 г. ввиду невозможности восстановления передан заводу "Азовсталь" для разделки на металл.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2019 - о сайте