В годы второй мировой войны боевые возможности
100 - 130-мм корабельных универсальных установок
ограничивались низкой скорострельностью орудий
(10- 15 выстрелов в минуту). Особенно это сказывалось
в борьбе с авиацией противника. Способ увеличить
скорострельность оставался один: сделать пушку
автоматической.
В СССР первые автоматические корабельные пушки
такого калибра начали проектироваться в 1952 -
1955 годах. В ЦКБ-34 создали 100-мм двухорудийную
автоматическую установку СМ-52. Она имела превосходную
баллистику, аналогичную 100-мм полуавтоматической
пушке СМ-5. Автоматика работала за счет энергии
отката при коротком ходе ствола. Управление осуществлялось
дистанционно от радиолокационной ПУС “Парус-Б”.
Испытания опытного образца артустановки начались
в конце 1957 года.
Согласно кораблестроительной программе на 1956
- 1965 годы артсистема СМ-52 должна была устанавливаться
на ракетных крейсерах пр.67, 70 и 71, созданных
на базе крейсеров пр.68 бис; кораблях ПВО пр.81;
СКР пр.47 и 49. Для эсминцев проектировались 130-мм
автоматические установки.
Однако в 1957- 1959 годах волевым решением Н.С.Хрущева
все работы по корабельным орудиям калибра свыше
76 мм прекратили. Да и ставить пушки было бы не
на что, так как реализация всех перечисленных
проектов также остановилась. Почти 20 следующих
лет морские артсистемы среднего и крупного калибра
у нас не разрабатывались.
Американцы, понимая значение морских ракет, тем
не менее проектирование корабельных артсистем
не прерывали. Так, в 1955 году США принимают на
вооружение 127-мм одноорудийную автоматическую
установку МК.42, получившую широкое распространение
на флоте. В 1971 году на замену ей приходит новая
127-мм одноорудийная установка МК.45, выпускавшаяся
первоначально в варианте Мод.0, а с 1983 года
- в варианте Мод.1.
Для уменьшения массы установки башня МК.45 изготавливалась
из армированного алюминия. Во время стрельбы личный
состав в башне отсутствовал. Питание боеприпасами
производилось из магазина барабанного типа, вмещающего
20 унитарных патронов с обычными боеприпасами
или 10 выстрелов раздельного заряжания с управляемыми
активно-реактивными снарядами “Дедай”. Впервые
эти снаряды испытали в 1981 году на эсминце “Briscoe”.
Вес одного снаряда - 48,87 кг, дальность стрельбы
- 36,5 км. Наведение на цель обеспечивалось подсвечиванием
лучом лазера с корабля или вертолета. На вооружение
снаряд приняли в противокорабельном исполнении,
однако испытывался и зенитный вариант.
Автоматические корабельные установки создавались
и в других странах. Так, в 1950 году Швеция поставила
на вооружение 120/50-мм двухорудийную установку
“Бофорс”, в 1971 году в Италии принята одноорудийная
автоматическая установка “ОТО-Компакт” и т.д.
В то же время темп стрельбы старых советских
100-130-мм полуавтоматических пушек Б-34, СМ-5
и СМ-2 не превышал 12- 15 выстрелов в минуту на
ствол. Техническое отставание советских корабельных
артсистем становилось более чем очевидным. Наконец,
в июне 1967 года правительством принимается постановление
о начале разработки 100- и 130-мм одноорудийных
корабельных автоматических установок. Проектировало
их КБ ПО “Арсенал”: 100-мм зенитные пушки получили
заводской индекс ЗИФ-91, а 130-мм - ЗИФ-92 (ЗИФ
- завод имени Фрунзе).
В октябре 1969 года был одобрен эскизно-технический
проект 130-мм установки ЗИФ-92. Она имела ствол-моноблок
с клиновидным вертикальным затвором. Автоматика
работала за счет энергии отката. Непрерывное охлаждение
ствола производилось забортной водой через специальные
канавки в кожухах. Броневая защита - противопульная
(проектом предусматривались варианты защиты из
алюминия и стали).
Опытный образец, изготовленный ПО “Арсенал”,
прошел полигонные испытания. Получить заданную
в ТТЗ скорострельность 60 выстрелов в минуту не
удалось из-за теплового режима и ряда других причин.
Масса АУ превысила заданную почти на 10 т. Такое
перетяжеление пушки не позволило установить ее
на корабли пр. 1135, в результате чего работы
над ней прекратились.
Баллистика ствола, боеприпасы и большая часть
конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании
одноорудийной АУ А-218 (заводской индекс - ЗИФ-94).
ПО “Арсенал” изготовило опытный образец ЗИФ-94,
однако серийное производство осуществлялось на
другом предприятии. После длительных полигонных
испытаний и почти пятилетней эксплуатации на эсминце
“Современный” (пр.956) 1 ноября 1985 года установку
приняли под индексом АК-130. Управляется она радиолокационной
системой управления огнем МР-184. В состав последней
входит двухдиапазонная РЛС сопровождения цели,
телевизир, лазерный дальномер, аппаратура селекции
подвижных целей и помехозащиты. Инструментальная
дальность системы - 75 км, масса 8 т.
МР-184 обеспечивает:прием целеуказания от общекорабельных
средств обнаружения;точное измерение параметров
движения воздушных, морских и береговых целей;выработку
углов наведения для двух артустановок; корректировку
стрельбы по морской цели по всплескам; автоматическое
слежение за артиллерийским снарядом.
В боекомплект АК-130 входит унитарный патрон
с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемый тремя
типами взрывателей. Снаряд с донным взрывателем
4МРМ имеет индекс Ф-44 (индекс выстрела - АЗ-Ф-44).
Он пробивает 30-мм гомогенную броню под углом
попадания 45° и разрывается за броней.
Для ведения огня по воздушным целям используют
снаряды ЗС-44 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1
и снаряды ЗС-44Р с радиолокационным взрывателем
АР-32. ЗС-44Р эффективно поражает цель с промахом
до 8 м при стрельбе по противокорабельным ракетам
и до 15 м - при стрельбе по самолетам.
|