После возобнавления в 1927 году работ по строительству
крейсера "Красный Кавказ", планировалось
его оснащение 8-ю 203-мм орудиями (4 сдвоенные
установки). Однако это не удалось сделать по конструктивным
причинам.
Было принято решение вооружить крейсер орудиями
меньшего калибра. В результате корабль получил
4 180-мм орудия Б-1-К. Это были 203-мм орудия
модели 1905 года, с уменьшенным до 180/60-мм калибром.
Эти орудия обладали чрезвычайно сильной дульной
энергией, приведшей к тому, что не испытаниях
стволы показали крайне низкую живучесть, выдерживая
лишь около 10 выстрелов.
Последующие испытания орудий так же приводили
к неудачам (все равно живучесть стволов за счет
лейнеров удалось увеличить лишь до значения в
70 выстрелов), и в конце концов было принято решение
по применению в этом орудии меньшего порохового
заряда и более короткого ствола (ствол уменьшился
до 57 клб). Этот вариант орудия получил название
Б-1-П.
Ранние протопипы данного орудия были цельными,
но в 1932 году от итальянской фирмы "Ансальдо"
Советским Союзом была получена новая технология
производства стволов для орудий калибром от 76
до 203 мм. Поэтому более поздние версии 180-мм
орудий производились уже по этой технологии (с
лейнерами). Существовало два разных типа лейнеров,
и, как это обычно и было в Советском флоте - невзаимозаменяемых.
Орудия данного типа стояли на крейсере "Красный
Кавказ" (одноорудийные установки МК-1-180
с орудиями Б-1-К), на крейсерах типа "Киров"
(трехорудийные установки МК-3-180), а так же на
береговых батареях.
МК-1-180: основные характеристики |
Калибр, мм |
180
|
Длина ствола, клб |
60
|
Угол ВН, град |
-5/+60
|
Угол ГН, град |
360
|
Максимальная скорость наведения,
град/с: |
|
вертикальная |
8
|
горизонтальная |
8
|
Масса, кг: |
192000
|
Скорострельность, выстр./мин |
4
|
Масса снаряда, кг |
97,5
|
Начальная скорость снаряда,
м/с |
920
|
Дальность стрельбы, м |
37130
|
|