|  
                                В марте 1940 года О.К. Антонову было поручено 
                                разработать аналог немецкого лёгкого самолёта 
                                Физелер Fi.156. Работая над аналогом, получившим 
                                обозначение "самолёт №2" (ОКА-38), Антонов предложил 
                                создать на его базе военно-транспортный "самолёт 
                                №4", отличительными особенностями которого были 
                                звездообразный двигатель М-62, лёгкий фюзеляж 
                                и бипланная коробка крыльев. Тогда военные отвергли 
                                идею самолёта-биплана, но после войны Антонов 
                                вернулся к ней вновь.  
                              В 1945 году О.К. Антонов, будучи заместителем 
                                главного конструктора ОКБ-115, обратился к А.С. 
                                Яковлеву с предложением разработать самолёт собственной 
                                конструкции и получил от него согласие. Проект 
                                "самолёта №4" был полностью переработан. От прежнего 
                                проекта осталась только бипланная коробка. В марте 
                                1946 года новосибирский филиал ОКБ-115 был преобразован 
                                в самостоятельное ОКБ-153. Его главным конструктором 
                                был назначен О.К.Антонов. Основной задачей нового 
                                КБ была разработка транспортного самолёта "Т" 
                                с мотором АШ-62ИР.  
                              Первый прототип, обозначенный СХА, был построен 
                                в 1947 году. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель 
                                П.Н.Володин впервые поднял его в небо. В декабре 
                                в НИИ ВВС начались его Государственные испытания, 
                                которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 
                                1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят 
                                на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное 
                                производство было организовано на заводе №473 
                                в Киеве. Первый серийный Ан-2 (в транспорном варианте) 
                                впервые поднялся в небо 6 сентября 1949 года. 
                               
                              Ан-2 построен по аэродинамической схеме расчалочного 
                                биплана. Фюзеляж цельнометаллический полумонокок 
                                балочно-стрингерного типа с работающей обшивкой. 
                                Крылья прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым 
                                несимметричным профилем Р-II-ЦАГИ. Коробка крыльев 
                                одностоечная с I-образными стойками. Верхнее крыло 
                                снабжено автоматическими предкрылками по всему 
                                размаху, щелевыми нависающими закрылками и элерон-закрылками. 
                                На нижнем крыле установлены только щелевые закрылки. 
                                Обшивка крыльев и оперения полотняная. Шасси неубирающееся, 
                                трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время 
                                предусмотрена установка лыжного шасси.  
                              Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового 
                                звездообразного двигателя воздушного охлаждения 
                                АШ-62ИР с четырёхлопастным воздушным винтом. На 
                                самолётах первых 129 серий устанавливался деревянный 
                                винт В-509А-Д7 диаметром 3,6 м с саблевидными 
                                лопастями. Позже он был заменён винтом В-509А-Д9. 
                                Начиная с 57 серии польского производства устанавливался 
                                металлический АВ-2 с прямыми лопастями. Запас 
                                топлива размещён в 6 крыльевых баках (в верхнем 
                                крыле). В левом борту установлена грузовая дверь 
                                размером 1,46x1,53 м, а в ней - пассажирская меньших 
                                размеров (0,81x1,42 м). Фонарь кабины лётчиков 
                                выполнен выпуклым с боков для обзора назад и вниз. 
                               
                              Первые серийные Ан-2 поступили в распоряжение 
                                Министерства геологии СССР. Одновремененно шло 
                                оснащение им лётных отрядов ГВФ. С июня 1950 года 
                                самолёт начал поступать в МВД и авиацию Погранвойск, 
                                с июня 1951 года - в ДОССАФ (первые 5 самолётов 
                                получил Центральный аэроклуб им. В.П.Чкалова в 
                                Москве). В 1952 году первые самолёты получили 
                                штабные эскадрильи ВВС и ВМФ. В феврале 1959 года 
                                Ейское ВАУЛ стало применять Ан-2 для лётной и 
                                парашютной погдотовки курсантов, а через два года 
                                им обзавелись уже все лётные училища.  
                              Самолёты Ан-2 разных модификаций широко использовались 
                                в сельском и лесном хозяйстве, для первозки пассажиров 
                                и грузов на местных авиалиниях (к 1977 году они 
                                обслуживали 3254 населённых пункта), тренировки 
                                парашютистов в аэроклубах и частях ВДВ, аэрофотосъёмки 
                                и геологоразведки, разведки льдов, рыбы и морского 
                                зверя, разрушения льда путём его опыления чёрным 
                                порошком, мониторинга нефте- и газопроводов и 
                                ЛЭП, обработки реагентами разливов нефти, для 
                                решения многих других задач.  
                               Бипланная схема с развитой механизацией крыла 
                                позволила достич очень малых взлётной и посадочной 
                                скоростей, что позволило применять самолёт с тех 
                                площадок, где раньше могли использоваться только 
                                лёгкие самолёты У-2 (По-2) и Як-12. Его можно 
                                было встретить на всех континентах Земли, включая 
                                Антарктиду. Зимой 1954 года пилоты Саратовского 
                                авиаотряда присвоили самолёту наименование "Аннушка", 
                                которое закрепилось за ним на всю жизнь.  
                              К январю 1987 года на Ан-2 было перевезено 370 
                                милн. пассажиров, 9 милн. т грузов, выполнено 
                                96% авиахимработ. Эксплуатация самолёта продолжается 
                                и в настоящее время. Дальнейшим развитием Ан-2 
                                стал турбовинтовой Ан-3.  
                              В боевых условиях применялся в Венгрии в 1956 
                                году, в Лаосе в 1960-1962 и 1972-1975 годах, во 
                                Вьетнаме в 1963-1973 годах, в Кампучии в 1970 
                                и 1979 годах, в Афганистане в 1980-1989 годах, 
                                в Никарагуа в 80-х годах, в Югославии в начале 
                                90-х годов, в Нагорном Карабахе (и армянами, и 
                                азербайджанцами), в первую Чеченскую войну. В 
                                60-х годах во время инцидентов на советско-китайской 
                                границе Ан-2 обрабатывал толпы хунвейбинов слезоточивыми 
                                аэрозолями.  
                              Всего построено около 16700 самолётов Ан-2 разных 
                                модификаций (3164 в Киеве, 506 в Долгопрудном, 
                                11915 в Польше, около 1100 в Китае). Выпускался 
                                по лицензии в Китае и Польше. Поставлялся на экспорт 
                                в более чем 50 стран мира.  
                                 
                               
                              
                                 
                                 
                                  | Ан-2 : основные характеристики | 
                                 
                                 
                                  | Масса взлетная максимальная, 
                                    кг | 
                                   
                                     5250 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Размах верхнего крыла, 
                                    м | 
                                   
                                     18,176 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Размах нижнего крыла, 
                                    м | 
                                   
                                     14,236 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Длина, м | 
                                   
                                     12,735 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Высота, м | 
                                   
                                     4,68 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Максимальная скорость, 
                                    км/ч | 
                                   
                                     253 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Дальность полета, 
                                    км | 
                                   
                                     540 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Экипаж, чел. | 
                                   
                                     2 
                                   | 
                                 
                                 
                               
                             |