Самолёт, разработанный Н.Н. Поликарповым
как непосредственное развитие истребителя И-15. Самолёту вернули "чайку"
крыла, несколько видоизменили капот двигателя, улучшив его аэродинамические качества,
и установили достаточно оригинальное по схеме убираемое шасси. Наряду с новым
двигателем самолет оснастили винтом изменяемого шага, что еще более улучшило летные
данные. Всего было произведено более 3400 самолетов данного типа. В
составе ВВС Черноморского флота И-153 находились c 1939 г. и к началу войны в
трех истребительных полках (8-й, 9-й и 32-й ИАП) имелось 76 таких истребителей.
К середине октября 1941 г. число флотских И-153 катастрофически сократилась -
истребительная авиация флота несла потери в воздухе, по техническими причинами
и из за зенитного огня противника. Ноябрь 1941 г. стал последним месяцем,
когда И-153 применялись в относительно больших количествах. Важнейшей задачей
морской авиации стала оборона Севастополя. Для защиты города собрали все имеющиеся
силы, в том числе 24 “чайки” из которых 19 находились в состоянии пригодном для
полётов. Большая их часть находилась в составе 8-го и 32-го ИАП, но два истребителя
числились в 11-м ШАП. Впрочем, все три авиаполка использовали И-153 преимущественно
в роли штурмовиков. 4-я эскадрилья 8-го ИАП, базировавшийся на аэродроме
Херсонесский маяк, была привлечена для обеспечения ПВО города. Несмотря на то,
что эскадрилья имела на вооружении только И-153, советские лётчики провели с ноября
1941 по июнь 1942 г. 432 воздушных боя, сбив 13 бомбардировщиков и 5 истребителей
противника. Собственные потери оказались совсем невысокими, что в немалой степени
было заслугой как пилотов, так и технического персонала. К 25 декабря 1941
г . эскадрильи, у которых на вооружении оставались И-153, потеряли десять самолётов.
Уцелевшие истребители частично перегнали на Кавказ (туда перелетела основная часть
32-го ИАП) или отдали в распоряжение 8-го ИАП, где их насобиралось 15 штук. Во
время второго штурма Севастополя основные потери в И-153 полк понёс от огня осадной
артиллерии и бомбовых ударов. Общее количество И-153 сократилось до 10, хотя в
ремонтных мастерских находилось не менее 5 самолётов. Сведения о боевом
применении И-153 в 1942 г. достаточно обрывочны и неполны. Известно, что в январе-марте
на боевом дежурстве постоянно находилось 8-10 самолётов этого типа, задействованных
в ПВО Севастополя. Последние бои были одиночные “чайки”, в компании с УТ-1б и
У-2б, провели днем 27 июня и в ночь на 30 июня 1942 г. Их целью стали артиллерийские
батареи противника, беспрерывно обстреливавшие взлетное поле, откуда в тыл вылетали
транспортные ПС-84. Задачу удалось выполнить лишь частично, причем одновременно
на собственном аэродроме был уничтожен один И-153. Перед рассветом два уцелевших
самолёта вылетели в направлении Анапы, навсегда покидая осажденный Севастополь.
И-153: основные
характеристики | Масса, кг | 1859 |
Дальность полета, км | 740 |
Потолок высоты, м | 11000 |
Максимальная скорость, км/ч | 426 |
Экипаж, человек | 1 |
Размах крыла (верхнее/нижнее), м | 10,0/7,5 |
Длина самолета, м |
6,3 | Высота самолета, м | 3,4 |
Вооружение: 4х1 7,62-мм пулемёта, до 8 неуправляемых
ракет РС-82 | Боевая нагрузка: 200 кг |
|