| Вначале 30-х гг. в Советском Союзе приступили 
                                к созданию минно-торпедной авиации. К 1933 г. 
                                на вооружение поступили торпеды ТАН-12 для низкого 
                                торпедометания (с бреющего полета) и ТАВ-15 для 
                                сброса с парашютами, а также авиационная мина 
                                МАВ-1 (ВОМИЗА-100). Для торпедоносцев сконструировали 
                                несколько типов специальных прицелов. К этому 
                                времени сформировали две минно-торпедных эскадрильи 
                                (на Балтийском флоте и на Тихом океане) и один 
                                отдельный отряд (на Черном море). Все они оснащались 
                                самолетами ТБ-1 в сухопутном или поплавковом варианте. Но ТБ-1 - тяжелая и недостаточно маневренная 
                                машина. Ему больше подходили постановка мин и 
                                высотное торпедометание. В качестве низкого торпедоносца 
                                довольно тихоходный и неуклюжий ТБ-1 казался весьма 
                                уязвимым. Кроме того, туполевский самолет был 
                                технологически сложен (по тому времени) и стоил 
                                весьма недешево. ВВС РККА, в которые тогда организационно 
                                входила морская авиация, требовалось что-нибудь 
                                попроще и подешевле для нужд береговой обороны, 
                                в первую очередь, на Дальнем Востоке, где нечего 
                                было противопоставить японскому флоту. Выбор пал на Р-5, деревянный биплан конструкции 
                                Н.Н. Поликарпова. Он в больших количествах выпускался 
                                московским заводом №1 в вариантах учебного самолета, 
                                разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика. 
                                Р-5 устанавливали на колесное, лыжное или поплавковое 
                                шасси. Машина была дешева - сосновые бруски, фанера, 
                                полотно - и проста в производстве и ремонте. С 
                                точки зрения летных данных, она вполне соответствовала 
                                своим современникам на Западе. Самолет отличался 
                                хорошей управляемостью, устойчивостью, неприхотливостью 
                                к качеству аэродромов. Его без труда мог освоить 
                                пилот средней квалификации. 9 июля 1933 г. Реввоенсовет 
                                СССР принял постановление, в котором говорилось: 
                                "Поставить перед промышленностью задачу приспособить 
                                Р-5 к высотному и низкому торпедометанию для действия 
                                у своих берегов". Осенью 1933 г. началось проектирование новой 
                                модификации, названной Р-5Т. Переделкой планера 
                                занималась группа конструкторов завода №1 во главе 
                                с инженером Гребеневым. Основную роль в ней играли 
                                инженеры Шишкин и Никитин. Подвеску торпеды разрабатывали 
                                в 16-м отделении ВВС под руководством М.И. Проценко. 
                               Такой тяжелый груз, как торпеда, можно было подвесить 
                                только под фюзеляжем самолета. Для этого требовалось 
                                освободить всю его нижнюю поверхность. Но Р-5 
                                имел старомодное шасси с неразрезной осью, не 
                                позволявшей разместить торпеду между стойками. 
                                Его заменили новой конструкцией. Две отдельных 
                                пирамидальных стойки с полуосями освободили пространство 
                                по оси самолета. Основная стойка с пластинчатым 
                                резиновым амортизатором присоединялась теперь 
                                не к фюзеляжу, а к переднему лонжерону крыла и 
                                подкреплялась раскосом, идущим вверх. Силовой 
                                набор крыла и фюзеляжа несколько усилили в расчете 
                                на большие нагрузки. Для Р-5Т выбрали торпеду ТАН-12, представлявшую 
                                собой переделку морской торпеды образца 1912 г. 
                                Такую торпеду можно было сбрасывать с высоты 10-20 
                                м при скорости не более 160 км/ч. Торпеду расположили 
                                под фюзеляжем наклонно, передней частью вниз. 
                                Торпедодержатель снабжался замками от бомбодержателя 
                                Дер-13. Подвеска и торпеда вместе весили 930 кг. 
                                Сброс осуществлялся механическим бомбосбрасывателем, 
                                стоявшим у пилота. Для самолета сконструировали 
                                простой торпедный прицел. В принципе, любой Р-5 
                                мог быть переделан в торпедоносец непосредственно 
                                в авиационной части с использованием набора узлов, 
                                поставленного заводом. Вес торпеды с подвеской превышал максимально 
                                допустимые для самолета пределы, поэтому машину 
                                требовалось облегчить. Поэтому сняли турель со 
                                спаренным пулеметом ДА-2, стоявшую в задней кабине. 
                                Да и сама эта кабина при несении торпеды не использовалась 
                                - самолет становился одноместным. Для улучшения 
                                аэродинамики проем задней кабины закрывался съемной 
                                крышкой. Один из вариантов предусматривал размещение 
                                в ней дополнительного бензобака, позволявшего 
                                увеличить дальность полета до 1200 км. Но в качестве разведчика Р-5Т опять становился 
                                двухместным. В задней кабине предусматривалась 
                                установка радиостанции 13-СК, запитывавшейся от 
                                электрогенератора ДОС-1 с ветрянкой, и фотоаппаратов 
                                Поттэ 1Б или АФА-13. При этом машина могла нести 
                                мелкие бомбы на бомбодержателях Дер-7 под крылом. 
                                Они управлялись вторым бомбосбрасывателем, в задней 
                                кабине. Бомбометание осуществлялось с помощью 
                                оптического прицела ОПБ-1. Для облегчения привязки 
                                к месту у летнаба стоял навигационный визир НВ-5бис. Из стрелкового оружия на самолете остался только 
                                неподвижный пулемет ПВ-1 под капотом мотора. С 
                                помощью синхронизатора он стрелял через диск ометания 
                                винта. Огонь открывал пилот, прицеливавшийся через 
                                длинную трубу прицела ОП-1 («Альдис»). Имелся 
                                и дублирующий прицел КП-5 - кольцо и мушка. Пулемет 
                                мог использоваться торпедоносцем для подавления 
                                зенитных средств атакуемого корабля. Проектирование и переделка серийного Р-5 в опытный 
                                образец торпедоносца заняли всего 29 дней. Постройкой 
                                машины руководил инженер Шиц. К 20.01.1934 г. 
                                уже были готовы все основные узлы. К 04.02.1934 
                                г. февраля сборку самолета закончили. После кратких 
                                заводских испытаний первый Р-5Т отправили в Крым, 
                                на базу 1-й школы летчиков имени Мясникова. В 
                                марте-апреле он прошел там обширную программу 
                                испытаний. За счет большего веса и громоздкой 
                                торпедной подвески уменьшились скорость и практический 
                                потолок, ухудшилась скороподъемность, увеличился 
                                разбег на взлете. Но эти потери сочли приемлемыми. количество легких бомбардировщиков. Завод №1 пообещал 
                                сдать первые 10 Р-5Т в октябре 1934 г., а еще 
                                40 - в декабре. В третьем квартале на заводе начали 
                                изготовление первой серии торпедоносцев. Серийные 
                                машины имели увеличенное вертикальное оперение 
                                по типу поплавковых Р-5а. Это сделали для повышения 
                                путевой устойчивости. На самолетах также не устанавливали 
                                бомбодержатели под крылом (хотя усиливающие бобышки 
                                под обшивкой остались) и тросовую проводку к ним. 
                                Мотоустановка соответствовала остальным серийным 
                                Р-5 выпуска 1934-1935 гг. - мотор М-17Ф мощностью 
                                715 л.с. и деревянный двухлопастной винт.Выпуск самолета осуществлялся на московском Заводе 
                              №1. Всего было выпущено 50 торпедоносцев этого типа. На Черноморском флоте ими вооружили 34-й отдельный 
                                минно-торпедный отряд в Евпатории, всего было 
                                получено 16 самолетов. Все торпедоносцы 34-го 
                                отряда с целью облегчения лишили пулеметов ПВ-1. 
                                Р-5Т на Черноморском флоте использовали и как 
                                дальние разведчики без торпедной подвески. В середине 
                                1937 г. устаревшую технику в качестве временного 
                                оснащения выдали формируемым скоростным бомбардировочным 
                                эскадрильям. В августе 1937 г в 44-й эскадрилье 
                                числились три Р-5Т, в 45-й - четыре.  В 1938 г. началось массовое списание Р-5Т и замена 
                                новыми торпедоносцами Ильюшина на базе дальнего 
                                бомбардировщика ДБ-3.  
                                 
                                 
                                  | Р-5Т 
                                    : основные характеристики |   
                                  | Масса, кг | 3247 |   
                                  | Дальность полета, 
                                    км | 400 |   
                                  | Потолок высоты, м | 6400 |   
                                  | Максимальная скорость, 
                                    км/ч | 210 |   
                                  | Экипаж, человек | 2 |   
                                  | Размах крыла, м | 15,5 |   
                                  | Длина самолета, м | 10,56 |   
                                  | Высота самолета, 
                                    м | 3,75 |   
                                  | Полезная нагрузка: 
                                    два 7,62-мм пулемета, одна торпеда |  |