Су-17 - это один из немногих редких примеров
в истории военного авиастроения, когда на базе
истребителя, созданного в середине 50-х годов,
удалось создать удачный боевой самолет, сохранившийся
на вооружении до конца 90-х годов XX века.
Существенным недостатком имевшегося на вооружении
в середине 50-х годов ХХ века истребителя-бомбардировщика
Су-7Б была высокая посадочная скорость, затруднявшая
его использование с грунтовых аэродромов. В начале
60-х годов в ЦАГИ по предложению П.П.Красильщикова
был разработан проект оснащения Су-7Б крылом,
консольная часть которого была способна менять
угол стреловидности. При этом фюзеляж и центроплан
оставались практически неизменными. Проект был
поддержан П.О.Сухим и в 1965 году начались работы
по созданию такого самолёта (первоначальное обозначение
МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин
(позже его сменил С.Селезнёв). В 1966 году был
изготовлен прототип С-22И (переоборудован из серийного
Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены
поворотные консоли, управлявшиеся гидромоторами.
Все эти меры привели к утяжелению самолёта на
400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была
применена и механизация передней кромки крыла.
Для повышения долговечности поворотного узла ЦИАТИМ
разработал специальную смазку - "Свинцоль-01".
2 августа 1966 года С-22И совершил первый полёт
(лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля 1967 года
новый самолёт был показан на воздушном пораде
в Тушино. К концу 1967 года заводские испытания
были завершены.
В 1969 году была выпущена опытная серия из 12
самолётов С-32. Их конструкция была доработана:
изменена топливная система, установлен гаргрот
на фюзеляже, число точек внешней подвески увеличено
до 6, установлено более совершенное БРЭО. Серийное
производство самолёта под обозначением Су-17 началось
в 1970 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном
производственном объединении им. Ю.А.Гагарина.
В 1973 году самолёт принят на вооружение советских
ВВС.
Су-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана
с крылом изменяемой геометрии (в пределах 30-63°)
и цельноповоротным оперением. Консоли крыла поворачиваются
при помощи двух гидромоторов ГМ-40, для большей
надёжности работающих от двух независимых гидросистем.
Для синхронизации поворота консолей гидромоторы
соединялись между собой карданным валом. Воздухозаборник
носовой с центральным телом. Шасси трёхопорное
с носовой стойкой. Имеется возможность установки
лыжного шасси. Силовая установка состоит из ТРДФ
АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки (на самолётах
ранних серий устанавливался АЛ-7Ф1-250). Для удобства
замены двигателя хвостовая часть фюзеляжа вместе
с оперением выполнена отъёмной. Для сокращения
разбега могли применяться пороховые ускорители
СПРД-110. Топливо размещается в 5 фюзеляжных баках
и крыльевых баках-кессонах. Предусмотрена подвеска
2 подфюзеляжных подвесных топливных баков ёмкостью
600, 800, 1150 и 1500 л. На 8 (на ранних модификациях
- 6) узлах внешней подвески самолёт может нести
свободнопадующие бомбы массой по 100, 250 и 500
кг; контейнеры КМГ-У; неуправляемые ракеты С-3К,
С-5, С-8, С-13, С-24 и С-25; управляемые ракеты
Х-23. Пушечное вооружение состоит из двух 30-мм
пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов. Дополнительно
на консолях крыла могут подвешиваться пушечные
контейнеры СППУ-22 (до 4 шт. на Су-17М4). Начиная
с модификации Су-17М2 система вооружения дополнена
ракетами Х-25Л, Х-29Л, Р-60. На Су-17М3 появилась
возможность применения Х-25П и Х-28. Самолёт способен
нести тактическое ядерное оружие.
В процессе производства самолёт неоднократно
модернизировался. В 1970-1990 годах было изготовлено
1866 самолётов Су-17 различных модификаций. Модификации
Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской
войне вплоть до вывода советских войск из Афганистана.
На основе опыта боевого применения был проведён
ряд доработок, поышающих боевую живучесть (установлены
ИК-ловушки и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть
фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р появились в Афганистане
в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р. Самолёты
семейства Су-17 применялись во время первой чеченской
войны.
Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе
ВВС Черноморского флота до 1998 года, пока их
не сменили Су-24М. Самолёты семейства Су-17 имеются
на Украине, в Туркмении и Узбекистане. В конце
90-х годов ОКБ им. П.О.Сухого разработало варианты
модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения
их боевых возможностей.
Модификации самолёта:
Су-17 - первый серийный вариант. Оснащался двигателем
АЛ-7Ф1-250. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре
в 1969-1975 годах. Изготовлено 250 самолётов;
Су-17М - модернизированный. Отличался двигателем
АЛ-21Ф-3, изменённой конструкцией фюзеляжа, новой
топливной системой, составом оборудования, 2 дополнительными
узлами внешней подвески. Первый полёт в декабре
1971 года. Выпускался в 1971-1976 годах;
Су-17М2 - модернизированный. Отличался удлинённой
на 200 мм носовой частью и увеличенной кабиной
пилота. На самолёте был установлены лазерный дальномер-целеуказатель
"Фон-1400", оптический прицел АСП-17С
и комбинированный прицел ПБК-3-17С. Запас топлива
увеличен на 200 л. Первый полёт в декабре 1973
года. Выпускался в 1975-1979 годах. Принят на
вооружение 3 февраля 1976 года;
Су-17М2-Д - доработанный. Отличался установкой
доплеровского измерителя путевой скорости и угла
сноса ДИСС-7, контейнерным вариантом размещения
аппаратуры управления ракетой Х-23;
Су-17М2Р - разведчик. Отличался подвесным контейнером
для комплексной разведки ККР-1/54 и станцией постановки
активных помех;
Су-17М3 - модернизированный. Отличался конструкцией
кабины пилота, увеличенным гаргротом, подфюзеляжным
гребнем, усиленным шасси, новым прицельным комплексом
и дополнительными топливными баками. Первый полёт
в 1976 году. Выпускался в 1976-1981 годах;
Су-17М3Р - разведчик на базе Су-17М3;
Су-17М4 - последняя серийная модификация. Отличался
новым цифровым прицельно-навигационным комплексом
ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным
воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО.
Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в
1978-1990 годах;
Су-17М4Р - разведчик на базе Су-17М4. Оснащался
контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2;
Су-17УМ (С-52У) - учебно-боевой. Выпускался в
1976-1981 годах.
Су-17 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная,
кг |
16270
|
Размах крыла мин.,
м |
10,03
|
Размах крыла макс.,
м |
13,7
|
Длина, м |
18,9
|
Высота, м |
4,97
|
Максимальная скорость,
км/ч |
2230
|
Дальность полета,
км |
2300
|
Экипаж, чел. |
1
|
Боевая нагрузка,
кг |
2500
|
Су-17М4 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная,
кг |
19500
|
Размах крыла мин.,
м |
10,025
|
Размах крыла макс.,
м |
13,68
|
Длина, м |
19,02
|
Высота, м |
5,129
|
Максимальная скорость,
км/ч |
1850
|
Дальность полета,
км |
2550
|
Экипаж, чел. |
1
|
Боевая нагрузка,
кг |
4250
|
|