Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
     
   ТБ-3 
 
 
 
 
Тяжелый бомбардировщик
 

Туполев ТБ-3 - советский тяжелый бомбардировщик. Он был первым в мире четырехмоторным свободнонесушим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху в носке крыла, эта схема стала господствующей для всех самолетов подобного типа и разного назначения. Всего было построено 816 единиц. За годы серийного производства было разработано около десяти модификаций самолета. Выпускался ТБ-3 в период с 1932 по 1937 год.

ТБ-3 являлся цельнометаллическим свободнонесущим четырехмоторным монопланом с неубирающимся шасси, имел дюралевый цельнометаллический корпус. Каркас самолета собирался из V-образных профилей, сверху они были покрыты гофрированной обшивкой, разной толщины. Трапециевидный фюзеляж конструкционно делился на три части. Центральная часть фюзеляжа составляла единое целое с центропланом крыла. Конструкция фюзеляжа ТБ-3 повторяла конструкцию фюзеляжа бомбардировщика ТБ-1, разница была только в размерах. Крыло ТБ-3 состояло из двух консолей и центроплана. Оно поддерживало четырьмя балками, механизация крыла осуществлялась за счет системы тросиков. Большая часть выпущенных самолетов оснащали четырьмя двигателями М-17, топливо к ним подавалось из четырех бензобаков, общей емкостью 1950 л. Каждый из них имел три отсека, но не оснащался защитою от протечек или пробоин. Вооружение ТБ-3 состояло из пяти легких пулеметов. Один из них устанавливался на носу самолета, два - на крыше фюзеляжа, еще две пулеметные точки могли быть размещены под крыльями. Максимальная боевая нагрузка ТБ-3 составляла 5 тыс. кг. Бомбы размещались как внутри фюзеляжа (в бомбоотсеке), так и подвешивались под крыльями самолета. Максимальный калибр - 1000 кг. Экипаж самолета состоял из 6-8 человек, в зависимости от модификации.

На Черноморском флоте ТБ-3 использовались в качестве самолетов-носителей, несущих от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия, по проекту "Звено-СПБ" (носитель: Туполев ТБ-3-4АМ-34ФРН + два истребителя: Поликарпов И-16 тип 5, несущие по две 250 кг бомбы ФАБ-250). В июне 1940 года начались испытания головной серийной установки, изготовленной на подмосковном авиазаводе №207. Использовались при этом И-16 тип 24 с двигателями М-63. Всего оборудовали пять комплектов "Звено- СПБ", которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи, 32-го истребительного авиаполка, 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота, с местом базирования в Евпатории. До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения, основными целями при этом были военные корабли.

Боевое крещение "Звена-СПБ" состоялось 26 июля 1941 г., когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосители, и для проверки было дано задание разбомбить нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено - цель поражена без потерь. Противник не ожидал советские истребители, приняв их за своих. В ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.

В связи с успешной демонстрацией возможностей "Звена-СПБ", 10 августа 1941 г. был совершён авианалёт на основную цель - Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95 литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня - 13 августа 1941 г., в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь. 17 августа 1941 г. эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце.

В 1942 г. "Звено-СПБ" совершили не менее чем 30 вылетов. Операции продолжались до осени 1942 г., когда из-за большой уязвимости носителей использование СПБ прекратили.

ТБ-3 : основные характеристики
Масса, кг
19500
Размах крыла, м
41,80
Длина самолета, м
25,10
Высота самолета, м
8,5
Дальность полета, км
2000
Потолок высоты, м
8000
Максимальная скорость, км/ч
300
Экипаж, человек
8
Полезная нагрузка: 5 7,62-мм пулеметов, 5000 кг бомб
 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте