В конце 70-х ХХ века ОКБ Туполева разрабатывало учебно-тренировочный
самолет для подготовки летчиков Дальней авиации с пилотажными свойствами, присущими
боевым машинам. Первоначально предполагалось делать его на базе проекта пассажирского
Ту-136, но остановились на модификации Ту-134Б, удовлетворявший требованиям к
подготовке пилотов бомбардировщика Ту-22М. Ту-134УБЛ с двигателями Д-30
2-й серии предназначался для обучения летного состава пилотированию по приборам
в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном
и автоматическом режимах. Самолет должен был выполнять полеты в условиях минимума
по 2-й категории ICAO. На Ту-134УБЛ устанавливалась новая носовая часть фюзеляжа,
подобная Ту-22М-3 с радиопрозрачным обтекателем РЛС "РОЗ-1".
Для курсантов и проверяемых предназначались 12 кресел, установленных в три ряда.
В полете курсанты по очереди проходили подготовку на месте второго пилота. Первую
машину построили на ХАПО в январе 1981 г. До 1983 г. объединение сдало 90 таких
самолетов. В настоящее время самолет продолжает использоваться в России
для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160. Также его применяют для поддержания
навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход лётного ресурса боевых самолётов.
Ту-134УБЛ : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная, кг |
49 000 | Размах
крыла, м | 29,01 |
Длина, м | 41,92 |
Высота, м | 9,14 |
Максимальная скорость, км/ч |
890 | Дальность
полета, км | 3020 |
Экипаж, чел. | 3 |
|