К проектированию дальнего реактивного бомбардировщика
со стреловидным крылом в ОКБ А.Н.Туполева приступили
в 1948 году. В основу проекта легли исследования
КБ и ЦАГИ. 28 марта 1949 года поднялся в воздух
экспериментальный самолёт "82" - первый советский
бомбардировщик со стреловидным крылом. При работе
над проектами были определены лётно-технические
характеристики будующего бомбардировщика.
В июне 1950 года вышло постановление СМ СССР
о постройке опытного образца самолёта "88". Работы
по самолёту возглавил ведущий конструктор Д.С.Марков.
20 марта 1951 года был закончен полномасштабный
макет. В декабре 1951 года завершилось изготовление
первого прототипа. 27 апреля 1952 года экипаж
во главе с лётчиком-испытателем Н.С.Рыбко впервые
поднял самолёт "88" в небо. В 1953 году началось
его серийное производство под обозначением Ту-16
на заводе №22 в Казани, в 1954 - на заводе №1
в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован
на воздушном параде над Красной площадью 1 мая
1954 года.
Ту-16 представляет собой цельнометаллический
моноплан со среднерасположенным стреловидным (35°)
крылом и однокилевым свободнонесущим оперением.
Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с гладкой
работающей обшивкой, выполнен из алюминиевых сплавов.
Крыло двухлонжеронное. Механизация крыла состоит
из однощелевых выдвижных закрылков и элеронов.
Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Основные
стойки убираются в гондолы на крыле. Хвостовая
часть фюзеляжа предохраняется от удара о землю
убирающейся хвостовой опорой.
Силовая установка состоит из двух двигателей
АМ-3 (в 1955 году заменены на более мощные АМ-3М
(РД-3М), позже - АМ-3М-500 с увеличенным ресурсом)
конструкции А.А.Микулина. Двигатели расположены
на боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Топливо
размещается в 27 топливных баках общей ёмкостью
43800 л. Баки разделены на 10 групп - по 5 на
каждый двигатель. Для повышения живучести применены
система заполнения топливных баков нейтральным
газом и автоматическая проитивопожарная система.
Экипаж размещается в двух герметичных кабинах:
спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения пробега
применена парашютно-тормозная система ПТ-16. Самолёт
может брать на борт до 9 т бомб (калибр от 100
до 9000 кг), которые размещаются в бомбоотсеке
в задней части фюзеляжа. Ракетное вооружение размещается
на пилонах под крылом. На морском театре военных
действий могут применяться мины и торпеды.
Для повышения точности бомбометания в условиях
плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный
прицел РБП-4 "Рубидий" (позже РБП-6 "Люстра").
Имеется также оптический прицел ОБП-11. Оборонительное
вооружение состоит из 7 автоматических 23-мм пушек
АМ-23 (носовая неподвижная ПУ-88 и 3 спаренных
подвижных пушечных установки: ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7).
Самолёт Ту-16 выпускался на двух заводах до 1963
года. Всего было выпущено 1509 самолётов 46 модификаций.
Ту-16 принимал участие в войне в Афганистане и
в различных локальных конфликтах. Поставлялся
на экспорт в Египет, Индонезию, Ирак, Китай, Ливию.
Ту-16 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная,
кг |
75800
|
Размах крыла, м |
32,989
|
Длина, м |
34,8
|
Высота, м |
10,355
|
Максимальная скорость,
км/ч |
960
|
Дальность полета,
км |
4850
|
Экипаж, чел. |
7
|
Боевая нагрузка,
кг |
9000
|
|