|  
                                В 1962 году на вооружение была принята первая 
                                самонаводящаяся торпеда 53-61 для поражения надводных 
                                кораблей. В качестве двигателя в ней применена 
                                газовая турбина, работающая на керосине и маловодной 
                                перекиси водорода. 
                              Торпеда 53-61 создана в ЦНИИ "Гидроприбор". 
                                Калибр ее 533 мм, вес взрывчатого вещества в боевой 
                                части 305 кг. 
                              Торпеда имела два режима скорости и дальности 
                                хода: при скорости хода 55 узлов дальность хода 
                                составляла 15 км, а при скорости 35 узлов - 22 
                                км. Переключение режимов происходило на дистанции 
                                хода торпеды автоматически после прохождения установленного 
                                перед выстрелом пути. 
                              Торпеда имела акустическую активную систему самонаведения 
                                "Андромеда", обеспечивавшую наведение 
                                торпеды на корабль-цель по кильватерному следу. 
                              На основании положительных результатов испытаний 
                                оптическая система самонаведения, разработанная 
                                ГОИ им. Вавилова, Приказом министра обороны № 
                                205 от 20 июля 1964 года была принята на вооружение 
                                ВМФ для применения в дальноходных газотурбинных 
                                торпедах 53-57 и 53-61. Системе присвоен шифр 
                                С-380. Модернизированные торпеды, укомплектованные 
                                системой С-380, получили шифры 53-57М и 53-61М. 
                              С-380 применялась для стрельбы с подводных лодок 
                                и надводных кораблей по надводным кораблям с осадкой 
                                менее 4 м. Система самонаведения обеспечивала 
                                автоматическое наведение торпеды по кильватерной 
                                струе на прямоидущий и маневрирующий корабль при 
                                скорости от 12 до 36 узлов и углах встречи торпеды 
                                с кильватерной струей в пределах + 15-165 
                                градусов на глубинах хода торпеды от 3 м до осадки 
                                цели плюс 4 м. 
                              Чувствительность системы самонаведения обеспечивала 
                                индикацию кильватерной струи кораблей длиной более 
                                100 м и осадкой 4 м на расстоянии от кормы: до 
                                600 м при скорости 10-12 узлов; 1000-1500 м при 
                                скорости 18 узлов; до 2000 м при скорости свыше 
                                24 узлов. 
                              Система самонаведения зависила от действия акустических 
                                охранителей. В случае обгона торпедой цели система 
                                самонаведения обеспечивала вторичный поиск кильватерной 
                                струи. 
                              
                                 
                                 
                                  | 53-61 : основные характеристики | 
                                 
                                 
                                  | Калибр, мм | 
                                   
                                     533 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Масса ВВ, кг | 
                                   
                                     305 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Скорость хода, уз | 
                                   
                                     35/55 
                                   | 
                                 
                                 
                                  | Дальность хода, км | 
                                   
                                     22/15 
                                   | 
                                 
                                 
                               
                             |