Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Большие противолодочные корабли

 
 
 
     
   БПК "Комсомолец Украины" 
 
БПК "Комсомолец Украины"
 
БПК "Комсомолец Украины"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 4460 т.
Размеры: длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м.
Скорость полного хода: 35,5 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.
Вооружение: 2х2 76-мм артустановки АК-726, 2х2 ЗРК "Волна", 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2 РБУ-6000, 2 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25 на ВПП
Экипаж: 22 офицера, 244 старшин и матросов

История корабля:
Большой противолодочный корабль пр.61

Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.

Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.

На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г.

Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя.

Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.

Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.

В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь - модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.

В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.

Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер". В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.

Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).

Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.

Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.

Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.

Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.

Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.

Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.

Таким образом впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно для кораблей классов эсминец н крейсер.

"Комсомолец Украины" - головной корабль серии больших противолодочных кораблей проекта 61 - заложили 15 сентября 1959 г. па заводе им. 61 коммунара в Николаеве, и 10 ноября 1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Корабль был спущен на воду 31 декабря 1960 г. и предъявлен к государственным испытаниям 15 октября 1962 г. К моменту их начала агрегаты коребельной энергетической установки еще не были отработаны полностью, поэтому испытания проводились только на режимах до 65% от номинальной мощности, что должно было обеспечить скорость хода не менее 30 уз.

Проведение кренования корабля показало, что его стандартное водоизмещение составляло 3400 т, т. е. практически отсутствовали запасы остойчивости н водоизмещения (по результатам кренования, 0,04 м и 65 т, соответственно). Если учесть, что ВМФ получил принципиально новый корабль с вооружением и энергетической установкой, создававшимися одновременно с ним, то этот результат можно признать вполне удовлетворительным.

Комиссия государственной приемки корабля отметила удачное расположение оружия ПВО двумя автономными комплексами. Все мелкие замечания по вооружению в ходе испытания, а также в процессе первых лет эксплуатации корабля были успешно устранены. Так во время десятисуточного автономного похода, выявилась недостаточная надежность первых образцов ЗРК "Волна" и СУ "Турель". Опытный образец подъемно-опускного устройства для ГАС "Титан" и "Вычегда" обеспечил нормальную работу на дальностях, соответствующих техническим условиям, но комиссия отметила недостаточную дальность обнаружения подводных целей установленными на корабле ГАС, что не обеспечивало не только использование новейших противолодочных торпед, но и РБУ-6000 на максимальную дальность, снижая эффективность противолодочного оружия корабля.

На государственных испытаниях 24 октября 1962 г. на Херсонесской мерной линии замерялись мощность ГЭУ, скорость хода корабля и частота вращения гребных винтов с поднятым и опущенным обтекателем ПОУ-12. При водоизмещении корабля 3790 т и опущенном ПОУ-12 мощность ГЭУ при скорости 30,3 уз превысила расчетную па 12%, а с поднятым обтекателем (водоизмещение 3860 т) - на 17%. Расхождение в частоте вращения составило всего 3%. Указанные результаты были обусловлены обрастанием корпуса за период с июня 1962 г. Минимально возможная скорость переднего хода, допускаемая ГЭУ, составляла 8 уз при 62 об/мин.

В период заводских ходовых и государственных испытаний "Комсомолец Украины" попадал в штормовые условия (4-7 баллов), в которых подтвердилось, что корабль обладает весьма удовлетворительными мореходными качествами (забрызгиваемость умеренная, заливаемость отсутствует, качка плавная). При волнении 4-5 баллов корабль развивал скорость хода соответствующую, полной мощности на испытаниях, поэтому специальных мореходных испытаний решили не проводить. Успокоители качки при состоянии моря до 7 баллов обеспечивали заметное умерение амплитуды бортовой качки.

В приемном акте после окончания испытаний головного корабля, подписанном 31 декабря 1962 г. комиссией Госприемки отмечалось: "Комсомолец Украины" - первый в ВМФ СССР боевой корабль ПВО и ПЛО с ЗУРО и всережимной газотурбинной ГЭУ принципиально отличающийся и значительно превосходящий СКР предыдущих проектов (42 и 50), ЭМ пр.56, а также ЭМ с ракетным оружием пр.57бис в части ПВО и ПЛО. Вступление в состав ВМФ головного корабля пр. 61 является началом создания перспективных ракетных боевых кораблей ПВО-ПЛО, способных в составе поисково-ударных групп успешно вести борьбу с современными ПЛ противника в условиях активного противодействия его авиации и управляемых ракет". Создание головного корабля в 1966 г. было отмечено Ленинской премией.

Заложен 15.09.1959 г. на заводе им. 61 коммунара в Николаеве (строительный №1701), спущен на воду 31.12.1960 г. в 13-00 (как СКР ПЛО и ПВО "СКР-25"). 29.11.1961 г. кораблю "СКР-25" было присвоено наименование "Комсомолец Украины" в честь 40-летия шефства ВЛКСМ. Вступил в строй 31.12.1962 г. и 23.11.1964 г. включен в состав Черноморского Флота.

18-25.06.1964 г. и 26-30.10.1987 г. нанес визит в Сплит (Югославия).
08-13.05.1970 г. - Алжир.
18-22.11.1986г. - Пирей (Греция).
17-21.11.1987 г. - Тунис.
28.06-02.07.1989 г. - Стамбул (Турция).

5-8.1967 г., находясь в зоне военных действий, в составе 5-й эскадры ВМФ находился в портах Арабской Республимки Египет (АРЕ), выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

Боевые службы корабля в Средиземном море: 20-12.1970 г. - 07.05.1971 г.; 05.05 - 20.12.1970 г.; 09.03 - 26.07.1973 г., а так же в 1981, 1982, 1983 и 1984 гг. Участвовал в меневрах "Океан", "Щит-82", "Гранит-85".

В периоде 23.05.1977 г. по 07.08.1979 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

24.06.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 г. расформирован. В 1995 г. был разделан на металл в Инкермане.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте