|   ТТД:  Водоизмещение: 4460 т.  Размеры: 
длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м.  Скорость полного хода: 35,5 
узлов.  Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах.  Силовая установка: 
72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.   Вооружение: 2х2 76-мм 
артустановки АК-726, 2 ЗРК "Волна", 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2 
РБУ-6000, 2 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25 на ВПП  Экипаж: 22 офицера, 244 старшин 
и матросов   История корабля:  Большой противолодочный корабль 
пр.61  Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения 
по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных 
для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов 
и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. 
За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.  Оперативно-тактическое 
задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО 
и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим 
ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная 
оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых 
реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей 
и транспортов в море.  На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения 
приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и 
было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г. Разработка ТТЗ включала 
выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был 
не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его 
компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная 
линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства 
ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно 
при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных 
вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения 
и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило 
уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия 
эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя. Из ТТЗ исключили 
противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, 
что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической 
установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект 
ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием 
на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить 
водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных 
управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые 
в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, 
предназначенной для использования на всех режимах плавания.  Основные тактико-технические 
элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза 
ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование 
корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. 
Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного 
кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.  В 
ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных 
ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь - 
модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), 
которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, 
подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. 
Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав 
ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения 
подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), 
систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе 
наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. 
 В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных 
газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых 
порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте 
для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми 
агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 
100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки 
ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.  Для привода 
главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов 
с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер". 
В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора 
ДГ-200.  Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) 
гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности 
и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).  Для получения заданной в ТТЗ 
скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины 
к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, 
несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям 
ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых 
условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 
45 шп. до транца. Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса 
корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных 
устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести 
корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем 
управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных 
трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из 
условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, 
а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их 
с воздухом в кожухе трубы. Корпус корабля был разделен главными поперечными 
водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ 
(носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому 
агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались 
вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители 
и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 
80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 
т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных 
котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета. 
 Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. 
Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной 
энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, 
что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения 
корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового 
поста в основном корпусе корабля на нижней палубе. Находясь на главном командном 
посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, 
управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. 
В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем 
для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей 
с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, 
управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов 
дистанционного управления. Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают 
офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и 
лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью 
общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке 
с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко 
всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись 
только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации 
и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий 
кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики. Таким образом 
впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была 
очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые 
и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость 
хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при 
эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ 
дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных 
перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно 
большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой 
мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими 
котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли 
этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном 
кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно 
для кораблей классов эсминец и крейсер.  25.11.1964 г. зачислен в списки 
кораблей ВМФ и 25.11.1964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 
(строительный 1706). Спущен 09.02.1966 г., вступил в строй 25.09.1967 г. и 13.10.1967 
г. включен в состав Черноморского Флота.  В момент зачисления удостоен гвардейского 
Военно-морского флага, унаследованного от одноименного крейсера Черноморского 
Флота. 01-31.06.1967 г. и 01.01-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, 
выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и 05-24.10.1973 
г. - вооруженным силам Сирии.  02-07.07.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция),  
20-25.11.1974 г.- в Латакию (Сирия),   10-14.08.1984 г. - в Варну (Болгария),  
12-16.08.1985 г. и 17-21.11.1987 г.- в Тунис,  20-24.10.1986 г. - в Гавану 
(Куба),  24-28.06.1991 г. - в Тулон (Франция).  В период с 10.03.1981 
г. по 19.07.1984 г. прошел в Севастополе капитальный ремонт.  Исключен из 
состава флота 01.05.1998 г.   |