ТТД: Водоизмещение: 2997 т. Размеры:
длина - 90,0 м, ширина - 12,5 м, осадка - 6,0 м. Скорость полного хода: 14
узлов. Силовая установка: паросиловая, 6 котлов, 2450 л.с., 1 винт.
Дальность плавания: 1560 миль при 10 узлах. Вооружение: 6х1 152-мм орудий,
4х1 107-мм орудий, 4х1 47-мм орудий, 4х1 37-мм орудий, 4 поворотных 381-мм торпедных
аппарата. Экипаж: 12 офицеров, 331 матрос. История корабля:
Для пополнения Добровольного флота было разработано задание на проектирование
корабля специальной постройки, который в отличие от торговых судов должен в большей
степени отвечать требованиям крейсерской службы. Крейсер водоизмещением около
3200 тонн при мощности механизмов 2500 л.с. должен был иметь скорость 14 и форсированную
- 15 узлов в течение шести часов. Проект предусматривал установку двух 178-мм
и четырех 107-мм орудий и одной 229-мм мортиры. Запас угля рассчитывался на 30-дневный
переход полным ходом. 05.05.1879 г. Добровольный флот заказал судно французской
фирме "Форж и Шантье" за 2,5 млн. франков со сроком готовности через
14 месяцев. Главная машина мощностью 2450 л.с. (форсированная - 2950 л.с.) должна
была обеспечить скорость при неполной нагрузке в 16,5 узла, при полном запасе
угля -14. С этой скоростью корабль должен был пройти под парами 6400-6700 миль,
а со скоростью 10 узлов - 14800 миль. Крейсер имел парусное вооружение барка площадью
1480 кв.м. на трех железных мачтах. Артиллерийское вооружение по новому проекту
состояло из пяти 152-мм и одного 203-мм орудий. Благодаря преимущественному применению
стали, корпус был значительно облегчен, что позволило увеличить запас угля до
1000 тонн, что составляло 30% водоизмещения. Крейсер был заложен летом
1879 г. Спущен на воду 10.05.1880 г., вступил в строй в марте 1882 г. (Тулон/ФэШМ;
наблюдающий корабельный инженер А.П. Торопов). До 09.04.1883 г. именовался "Ярославль".
10.09.1880 г. пароход под коммерческим флагом с грузом угля для судов Доброфлота
вышел в Одессу. "Ярославль" под коммерческим флагом прошел проливы и
стал использоваться Добровольным флотом на Черном море. Однако пароход, построенный
для военных целей, из-за слишком мощной и громоздкой энергетической установки
и ограниченной вместимости трюмов был нерентабельным и приносил убытки. Сначала
его поставили в консервацию, затем Морское министерство купило пароход по контрактной
стоимости за миллион рублей. В марте 1882 г. "Ярославль" вошел в состав
Черноморского флота, а в апреле был переименован в "Память Меркурия".
На крейсере установили менее тяжелую, чем предусматривалось проектом, но
более скорострельную артиллерию: шесть 152-мм длиной в 28 калибров, четыре 107-мм
орудия на поворотных станках, 44-мм скорострельную пушку системы Энгстрема, две
37-мм револьверные пушки Гочкиса и 25,4-мм картечницу Пальмкранца. Минно-торпедное
вооружение включало четыре поворотных однотрубных аппарата, установленных на станках,
подобных орудийным, и до 180 мин заграждения. В течение длительного времени
"Память Меркурия" не только был единственным крейсером, но также самым
быстроходным и наиболее мощным среди мореходных кораблей Черноморского флота.
В 1887 г. капитально перебрали паровую машину, в 1893-1894 гг. крейсер
прошел капитальный ремонт в Николаеве. При этом шесть главных котлов заменили
новыми и установили первый в русском флоте подводный траверзный торпедный аппарат.
В дальнейшем корабль использовался для испытаний новых образцов торпедного и минного
оружия. Единственным случаем боевого применения корабля стало отражение
атаки миноносца "Свирепый" на броненосец "Ростислав" во время
восстания в Севастополе в 1905 г. В начале ХХ века был разработан проект
перевооружения крейсера, но претворять в жизнь его не стали из-за недостатка средств.
Только перед русско-японской войной четыре устаревшие 107-мм пушки заменили 47-мм.
Крейсер "Память Меркурия" был исключен из списков флота 07.04.1907
г. и поставлен на прикол. Во время Первой мировой войны, 28.10.1915 корабль
был вновь включен в состав Черноморского флота в качестве минного блокшива ("Блокшив
№ 9"). На нем же размещался штаб Минной бригады. С декабря 1917 г. судно
числилось в составе Красного Черноморского флота, затем оказалось под контролем
германских войск, а впоследствии - англо-французских интервентов. В марте
1919 г. его в качестве транспорта-базы партии траления включили в состав Морских
сил Юга России. 14.11.1920 г. оставлено врангелевцами при эвакуации из Севастополя
и в декабре включено в состав МСЧМ. 8 августе 1921 г. блокшив переоборудован
в мастерскую. 31.10.1922 г. передан дивизиону СКА и катеров-истребителей. 25.12.1922
г. его вновь переклассифицировали в транспорт-базу с возвращением названия "Меркурий".
С 01.10.1929 г. находился в резерве, а 09.03.1932 г. он был исключен из списков
флота и передан на слом. Однако разобран не был, а использовался в качестве рейдового
служебно-вспомогательного плавсредства. С 31.08.1938 г. служил в Одесском
морском торговом порту плавучим нефтехранилищем. 20.09.1939 г. сдан на слом. |