Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
     
   Крейсер "Жданов" 
 
КРУ "Жданов"
 
КРУ "Жданов"
 
КРУ "Жданов"
 
КРУ "Жданов"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 17 890 т.
Размеры: длина - 210 м, ширина - 22 м, осадка - 7,3 м.
Скорость полного хода: 32 узла.
Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 124100 л.с.
Бронирование: борт - 100 мм , башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба - 50 мм.
Вооружение: 3х3 152-мм (3 трехорудийные башни МК-5бис), 6х2 100-мм, 16х2 37-мм, 4х2 30-мм (АК-230) орудий, 1х2 зенитных ракетных комплекса "Оса-М" .
Экипаж: 1083 чел.

История корабля:
Крейсер управления пр.68У1

Корабль был построен на Балтийском заводе (ранее Завод им. Орджоникидзе г. Ленинград). Заложен 11.02.1950 г., спущен на воду 27.12.1950 г. вступил в строй 31.12.1952 г. Подняв Военно-Морской флаг 25.01.1953 г., вошел в состав ВМФ.

С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. В ходе первой боевой службы 12-18.09.1957 г. нанес визит в Сплит (Югославия), а 21.09.-01.10.1957 г. в Латанию (Сирия). 27.03.1960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, однако 21.12.1965 г. расконсервирован и вновь введен в строй. Совершив переход в Севастополь 13.02.1970 г. вошел в состав КЧФ.

"Жданов" был поставлен к причалу Севморзавода для ремонта и переоборудования. Когда начались демонтажные работы, представители артиллерийского отдела штаба Черноморского флота запретили заводу снимать с корабля кормовую группу башен главного калибра до оформления соответствующего распоряжения правительства и выставили у четвертой башни вооруженный караул. Эти действия отражали позицию командования флотом, которое считало необходимым при изменении назначения крейсера сохранить эту башню в составе его вооружения.

В феврале 1967 года распоряжением Совета Министров СССР было разрешено при переоборудовании крейсера "Жданов" под корабль управления снять с него кормовую группу башен артиллерии главного калибра. Однако после повторного обращении командования Черноморского флота к С.Г. Горшкову он предложил выполнить при переоборудовании на крейсере дополнительные работы по расконсервацин носовой группы башен артиллерии главного калибра, сохранив при атом четвертую башню на крейсере, а также разместить на нем дополнительно 30-мм артустановки ЛК-230 с радиолокационным управлением.

Невское ПKБ выполнило по заданию ВМФ проработку по усилению зенитного вооружения самообороны на кораблях управления проекта 68У с размещением на них, дополнительно к ЗРК "Оса-М", 30-мм спаренных автоматических установок АК-230 разработки ОКБ-16 с дистанционным управлением от РЛС МР-104 разработки конструкторского бюро завода "Топаз" МСП (славный конструктор А.П.Малиевский).

Артиллерийский комплекс АК-230-МР-104 был принят на вооружение ВМФ еще в 1962 году. АК-230 отличалась, от 37-мм установки В-11 (принятой на вооружение в 1944 году и установленной на крейсерах проекта 68бис) более высокой скорострельностью (2100 выстр./мин, против 280), обеспечиваемой новой конструктивной схемой оружия и питания его боеприпасам (металлическая лента на 1000 выстрелов), а также применением прогрессивного комбинированного способа охлаждения стволов при стрельбе: наружной поверхности - непрерывной подачей забортной воды, внутренней впрыском охлаждающей жидкости после каждого выстрела, что позволило значительно сократить перерывы в стрельбе. Результаты проработки подтвердили возможность размещения на крейсере "Жданов" четырех установок AK-230 с двумя РЛС управления огнем МР-104 (с увеличением общего количества 37-мм и 30-мм стволов на 25 %).

Для решения основных задач корабля управления, на крейсере "Жданов" при его переоборудовании предусматривался комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира оперативной эскадры). Состав комплекса включал: групповой штабной оперативный пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному обеспечению сил флота (эскадры).

Групповой штабной оперативный пост включал в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового поражения и другие.

Для размещения группового оперативного поста со штабными постами разведки и связи (общей площадью более 350 кв.м.) использовались бывшие командные помещения в носовой части верхней палубы, под полубаком (между шпилевым отделением и кают-компанией офицерского состава). Ликвидацию этих кубриков пришлось компенсировать, в отступление от многолетней традиции размещения матросов и старшин на нашем флоте, созданием новых командных помещений на полубаке и I площадке за счет увеличения объема и высоты надстроек, с переносом катеров с I на II площадку. Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков.

Посты комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора.

После завершения ремонта и переоборудования по проекту 68У1, крейсер "Жданов" прошел в мае-сентябре 1971 года швартовные и заводские ходовые испытания, в октябре-ноябре того же года - государственные испытания; приемный акт подписали 29 ноября 1971 года. В конце того же года он был переклассифицирован в крейсер управления (КРУ).

По вооружению средствами связи КРУ "Жданов" являлся новым типом корабля, первым в составе отечественного ВМФ. Установленная на нем аппаратура позволяла сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих передач и спутниковую космическую связь.Аппаратура поста дальней связи обеспечивала при стоянке в базе флота многоканальную связь по береговым линиям. Надежная дальность связи корабля с берегом достигала 8 тыс.км, а при использовании ретранслятора - 12 тыс.км, на линиях космической связи была возможна с любым районом Мирового океана.

Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надежную радиосвязь со многими узлами связи (Генерального штаба Вооружёных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов флотов, авиации, военно-морских сил и соединений Черноморского флота, кораблями 5-й оперативной искадры и других флотов.Для выполнения задач корабля управления на нем установили 17 мощных KB- и СВ-радиопередатчиков (в том числе один - станции "Вяз" - мощностью 5 кВт). 57 КВ-, ВВ-, СВ- и ДВ-приемников, девять радиостанций УKB, три радиорелейные УКВ- и ДЦВ-станции, аппаратуру космической и дальней связи. Их работу обеспечивали 65 антенн, размещенных с учетом одновременности работы различных средств радиосвязи. Для этого приемные и передающие антенны устанавливались на максимально возможных расстояниях.

В связи с трудностями размещения на корабле такого количества антенн на нем установили третью (ферменную) мачту на расстоннии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, с антеннами КВ-станции "Вяз" и космической сияли "Цунами". Для повышения надежности связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну. Аппаратура радиосвязи размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с левого борта оборудовали передающий paдиоцентр.

На полубаке, в средней части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, дальней и радиорелейной сияли. Для руководства, организации и контроля связи был оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава, оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям ВМФ.

При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, обеспечивающую подачу охлажденного и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлажденным воздухом всех постов управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха в районах эксплуатации корабля. Пополнение запасом пресной воды в течение всего срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности.

С 10-24.08.1972 г. крейсер совершил переход на СФ г. Североморск, где принял участие в командно-штабных учениях под командованием Адмирала Флота СССР Горшкова С.Г. В ноябре 1972 г., придя с СФ в Средиземное море, “Жданов” первый раз принял штаб 5 оперативной эскадры под командованием контр-адмирала Волобуева.

Совершив межпоходовый ремонт, перед крейсером ставится новая задача. С 05.03-14.04.1973 г. в тяжелых штормовых условиях Северной Атлантики корабль участвовал в специальных мероприятиях по отработке средств связи. Месяц в Севастополе и вновь боевая служба в Средиземном море, прием штаба 5 ОПЭСК с плавбазы Колышкин в течение 16.05-09.08.1973 г. В июле крейсер совершает деловой заход в прифронтовой Порт-Саид, где в октябре опять началась война.

27.06-01.12.1974г. очередная боевая служба в Средиземном море с деловым кратковременным заходом в порт Александрия в августе месяце. Возвратившись после 5 боевой месячной службы, крейсер становится в Севморзавод для установки антенн нового комплекса спутниковой связи.

В. 30.03.1975 г. корабль вновь уходит в Средиземное море. В ходе боевой службы совершает официальные визиты:
11.05.-17.05.1975 - Сплит (Югославия);
03.07.-07.07.1975 - Тулон (Франция);
1976 г. - Мессина (Италия);
1983 г. - Пирей (Греция);
1984 г. - Триполи (Ливия).

В период с 07.02.1977 г. по 03.08.1977 г. и с 12.09.1986 г. по 13.06.1988 г. прошел на Севморзаводе капитальный ремонт, после чего был выведен в резерв и поставлен в Севастополе в отстой.

19.04.1990 г. КРУ "Жданов" был разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 11.02.1991г. расформирован и в феврале 1992 г. продан частной фирме Индии.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте