|   ТТД:  Водоизмещение: 360 т.  Размеры: длина 
- 45,5 м, ширина - 17,4 м, осадка - 1,6 м.  Скорость полного хода: 49 узлов.  
Дальность плавания: 300 миль на 49 уз.  Силовая установка: 2 ГТУ НК-12, 4 винта, 
32000 л.с.  Вместимость: 2 основных танка Т-72 или 4 легких танка ПТ-76 или 
5 БТР или 80 чел или 73,2 т груза.  Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230 
(2000 выстрелов).  Экипаж: 21 чел. (3 офицера). История корабля:  
Малый десантный корабль на воздушной подушке пр.12321 В 1964-65 гг. в ПКБ 
"Алмаз" впервые в СССР был разработан опытный малый десантный корабль 
на воздушной подушке проекта 1232, шифр "Джейран". Главным конструктором 
данного корабля был назначен Л.В. Озимое, главным наблюдателем от ВМФ - капитан 
1 ранга Б.А. Колызаев, затем капитан 2 ранга В.А. Литвиненко.  Созданию 
этого уникального десантного корабля предшествовали большие проектно-исследовательские 
и экспериментальные работы. В частности, для выбора принципа формирования воздушной 
подушки, оценки конструктивных мер обеспечения остойчивости, проверки устойчивости 
корабля на курсе, управляемости, амфибийности, мореходности были построены и испытаны 
две крупномасштабные модели водоизмещением 28-30 тонн с различными конструктивными 
схемами формирования воздушной подушки. При эксперименте на этих моделях были 
положительно решены и многие другие технические проблемы. Особо выделялись 
значительные величины метацентрических высот данного проекта, благодаря которым 
корабль имел практическую непотопляемость. Понтоны и трюм МДК обеспечивали его 
положительную плавучесть в любой ситуации.  Десантовместимость корабля была 
рассчитана на два средних или три плавающих танка. Головной корабль по пр.1232 
был построен на судостроительном заводе в Ленинграде в 1970 г. Опытная эксплуатация 
этого корабля позволила учесть все недостатки в последующих серийных кораблях 
пр.12321. Так, на серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены 
два 30-мм автомата АК-230 с РЛС управления "Рысь") и улучшены условия 
обитаемости, а сам корпус корабля вместо клепанного на головном был выполнен сварным 
из сплава АМГ-61.  Полное водоизмещение МДК пр.12321 достигало 353 тонн, 
скорость полного хода 50 узлов, дальность плавания 300 миль, автономность 5 суток. 
Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух 
газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л.с.. приводящих в действие 
нагнетатели и четыре воздушных винта.  Всего по данному проекту с 1970 по 
1985 год по данному проекту было построено 20 кораблей. Это были первые в мире 
серийные и самые крупные корабли на воздушной подушке. Малый десантный корабль 
на воздушной подушке "МДК-184" был построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" 
(зав.№77). Корабль вступил в строй в 30.07.1978 г.  Корабль находился в 
составе 39-й дивизии морских десантных сил (39-я ДИМДС) с базированием на Крымскую 
ВМБ (Донузлав, бухта Известковая).  В 1997 г., после окончательного раздела 
Черноморского флота между Россией и Украиной, этот корабль в числе трех МДК данного 
проекта был передислоцирован на Каспийское море в состав сил постоянной готовности 
Каспийской флотилии. 28.05.2004 г. корабль был списан и сдан на слом. Этим 
кораблем в разное время командовали: - капитан 3 ранга Решетников А.И.  |