ТТД: Водоизмещение: 2402 т. Размеры: длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м. Скорость полного хода: 38,6 узлов. Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах. Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с. Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин. Экипаж: 236 чел.
История корабля:
Эскадренный миноносец пр.7
К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских
сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных
миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море
и 5 - на Черном). Такие построенные перед первой
мировой войной эсминцы не могли решать с высокой
эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей
своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда
и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной
программе военно-морского строительства форсированное
создание новых эскадренных миноносцев. Для этих
целей было создано Центральное конструкторское бюро
спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером
назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем
работ П.О.Трахтенберга.
ЦКБС-1 начало проектирование "серийного ЭМ", которому
присвоили обозначение "проект 7". В 1932 году в
Италию под руководством В.А.Никитина была командирована
комиссия "Союзверфи", которая остановила свой выбор
на крупнейшей судостроительной фирме "Ансальдо",
имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных
эсминцев и легких крейсеров. Комиссия ознакомилась
с новейшими итальянскими эсминцами и документацией
строящегося эсминца типа "Мистрале", который стал
ближайшим прототипом при разработке проекта "7".
21 декабря 1934 года общий проект "серийного эсминца"
был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны.
Общее количество "семерок", подлежащих строительству
по утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону
увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось
сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32.
Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для
Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского
флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство
кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова,
Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских
государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара.
Сравнение основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их. Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7, как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень. Эсминец "Бдительный" был заложен 23.08.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в г.Николаеве. Спущен на воду 29.06.1937 г., вступил в строй 22.10.1939 г. Эсминец встретил начало войны, находясь в капитальном ремонте. 24 сентября в Севастопольской бухте в районе Сухарной балки он сел на мель (носовая часть до 10-го шпангоута свернута вправо), из-за чего вновь был поставлен на ремонт.
В боевых действиях "Бдительный" начал
участвовать в октябре 1941 года. 30 октября он вместе
с эсминцем "Шаумян" эвакуировал личный
состав 119-го морского авиаполка из Донузлава в
Севастополь. Затем ""Бдительный"
участвовал в переброске сухопутных частей с Тендры
и обороне Севастополя.
В феврале-марте 1942-го эсминец неоднократно выходил в море для обстрела позиций противника на приморском фланге Крымского фронта, а затем - в районе Владиславовки и Новомихайловки. 17 апреля он конвоировал санитарный транспорт "Сванетия", следовавший из Севастополя в Новороссийск. На переходе транспорт дважды атаковали бомбардировщики "люфтваффе" - сначала 12, а затем 9 самолетов. Во время второго налета в "Сванетию" попали две торпеды, и в 16.30 она затонула. Через 17 минут последовала третья воздушная атака - на сей раз непосредственно на "Бдительный". Эсминец, ведя плотный заградительный огонь и маневрируя, отразил налет и избежал попаданий. На месте гибели транспорта он подобрал из воды 143 человека и доставил их в Туапсе. Остальные находившиеся на "Сванетии" 753 человека утонули.
9 мая эсминец обстреливал вражеские позиции на
берегу Феодосийского залива, позже обеспечивал переходы
кораблей и судов между Севастополем и портами Кавказа.
С февраля по июнь 1942 года совершил 7 транспортных
рейсов из Севастополя, перевезя на борту 2656 человек,
в том числе 510 лежачих раненых. Всего же на счету
"Бдительного" 11 рейсов в осажденный город-крепость.
Вместе с "Ташкентом" и "Безупречным"
"Бдительный" стал одним из последних крупных
боевых кораблей, прорвавшихся в осажденный Севастополь.
25 июня он доставил бойцов 142-й морской стрелковой
бригады.
Вернувшись в Новороссийск, эсминец немедленно вышел
в море - на сей раз он вместе с "Сообразительным"
был послан навстречу тяжело поврежденному вражеской
авиацией лидеру "Ташкент". Эсминцы выполнили
задание: с их помощью искалеченный лидер сумел достичь
базы. Это был последний поход "Бдительного".
2 июля 1942 года во время стоянки в Новороссийской бухте эсминец неожиданно атаковали фашистские бомбардировщики. Одна бомба весом около 500 кг попала в район первого машинного отделения. От ее взрыва сдетонировали боевые части двух торпед, находившихся в носовом торпедном аппарате. Корабль переломился на две части. Затем произошел взрыв в кормовом погребе. "Бдительный" в считанные минуты лег на грунт. Восстановлению эсминец не подлежал. В 1948-1952 годах он был поднят по частям и сдан на слом.
В годы войны "Бдительным" командовали:
- капитан-лейтенант Н.И.Боярский (до 26.9.1941);
- капитан 3 ранга А.М.Ованесянц (до 20.3.1942);
- капитан 3 ранга А.Н.Горшенин (с 20.3.1942 по 2.7.1942).
|