ТТД: Водоизмещение: 2402 т. Размеры: длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м.
Скорость полного хода: 38,6 узлов.
Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах. Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с. Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин. Экипаж: 236 чел.
История корабля:
Эскадренный миноносец пр.7
К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских
сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных
миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море
и 5 - на Черном). Такие построенные перед первой
мировой войной эсминцы не могли решать с высокой
эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей
своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда
и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной
программе военно-морского строительства форсированное
создание новых эскадренных миноносцев. Для этих
целей было создано Центральное конструкторское бюро
спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером
назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем
работ П.О.Трахтенберга.
ЦКБС-1 начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7". В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия "Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме "Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке проекта "7". 21 декабря 1934 года общий проект "серийного ЭМ" был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара. Сравнение основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их. Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7, как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень. Эсминец "Быстрый" был заложен 17.04.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в Николаеве. Спущен на воду 05.11.1936 г., вступил в строй 07.03.1939 г. С началом Великой Отечественной войны был включен в систему ПВО главной базы флота. 1 июля 1941 года направлен на ремонт в Николаев, и около 14.00 эсминец вышел из Южной бухты Севастополя. В 14.10 при проходе первой линии бонов (глубина 14-16 м) раздался мощный взрыв донной мины, выставленной немецким самолетом. Корабль подбросило вверх и вправо. В результате 24 человека из экипажа сразу погибли, а 81 оказался ранен, то есть мгновенно была потеряна половина экипажа. "Быстрый" начал описывать циркуляцию вправо. Немного не дойдя до Константиновского равелина, он остановился с креном на левый борт: его затормозил левый якорь, самопроизвольно отдавшийся в момент взрыва. Котельные отделения № 1 и № 2 были затоплены сразу же, а через 10 минут после взрыва вода заполнила все помещения до 109-го шпангоута и между 159-м и 185-м шпангоутами. Крен на левый борт достиг 15, нос сел на грунт. Примерно в 15.00 вокруг "Быстрого" вспыхнул вытекший из цистерн мазут. Пришлось эвакуировать личный состав. На помощь подошли три спасательных судна, но пожар удалось потушить только к полуночи. Эсминец к тому времени почти полностью затонул: над водой возвышались только надстройка и часть полубака. Утром 2 июля приступили к спасательным работам. Выяснилось, что нос корабля сидит на грунте на глубине 6 м, корма - на 12 м. Первым делом сняли 2 130-мм орудия, 3 45-мм полуавтомата и КДП. Но дальнейшим работам помешал разыгравшийся шторм. Командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, осмотрев эсминец, определил его положение как безнадежное. Через два дня под ударами волн носовая часть корпуса отломилась по 34-му шпангоуту. 13 июля "Быстрый" все же был поднят аварийно-спасательной службой флота и поставлен в док. При детальном осмотре выяснилось, что восстановить корабль будет чрезвычайно трудно. Корпус в районе котельных отделений и между 34-м и 86-м шпангоутами был сильно деформирован, киль перебит, в районе взрыва (58-70 шп.) зияла огромная пробоина размером 5x3,5 м. Тем не менее уже 30 августа корпус эсминца вывели из дока и отбуксировали в Килен-бухту для продолжения ремонта на плаву. Однако вскоре во время авианалета в него попало несколько бомб. "Быстрый" вторично затонул.
Носовая часть "Быстрого" осенью 1941
года была использована для восстановления "Беспощадного".
А из снятых 130-мм орудий сформировали береговую
батарею № 112.
В течение короткой боевой службы "Быстрого" его командиром (точнее, исполняющим обязанности командира) был капитан 2 ранга С.М. Сергеев.
После войны, в 1945 году, его подняли и позже разобрали
на металл.
Список погибшего 01.07.1941 г. личного состава
эсминца "Быстрый":
- Свидерский Станислав Осипович - 1907 г.р., старший
политрук, военный коммисар;
- Покутний Иван Фомич - 1911 г.р., главный старшина,
старшина фин.гр.;
- Власенко Григорий Алексеевич - 1915 г.р., старшина
2 статьи, командир отделения машин. котельн.;
- Поляков Михаил Пантелеевич - 1915 г.р., старшина
2 статьи, командир отделения строев.;
- Балусов Иван Тарасович - 1914 г.р., старшина 2
статьи, командир отделения арт. электр.;
- Сухарев Аркадий Иванович - 1919 г.р., старшина
2 статьи, командир отделения торп. электр.;
- Шемет Григорий Дмитриевич - 1918 г.р., старшина
2 статьи, командир отделения кладовщ.;
- Засыпко Иван Демидович - 1915 г.р., старший краснофлотец,
ст. кот. машин.;
- Захаров Иван Васильевич - 1915 г.р., старший краснофлотец,
ст. кот. машин.;
- Логунов Иван Данилович - 1917 г.р., старший краснофлотец,
ст. кот. машин.;
- Тихоненко Степан Николаевич - 1917 г.р., старший
краснофлотец, ст. элек. артил.;
- Жагала Юрий Макарович - 1916 г.р., старший краснофлотец,
ст. электр.;
- Власов Константин Константинович - 1918 г.р.,
старший краснофлотец, ст. машин.;
- Цегельник Зиновий Степанович - 1917 г.р., краснофлотец,
строев.;
- Иванисов Федор Сергеевич - 1918 г.р., краснофлотец,
арт. эл.;
- Ежель Борислав Матвеевич - 1921 г.р., краснофлотец,
котельн. машин.
|