ТТД: Водоизмещение: 309 т. Размеры: длина - 68 м, ширина 5,64 м, осадка 1,98 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность плавания: 900 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 3880 л.с.
Вооружение: 2 75-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета,
2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 12 мин заграждения.
Экипаж: 62 человека.
История: Заказан в рамках судостроительной программы 1895 года в числе 26 миноносцев типа "Сокол". Выполнение заказа осуществлялось на кредиты "объединенной" программы 1896 года. В отличии от прототипа (миноносца "Сокол") имели более прочный корпус за счет установки добавочных стрингеров в районе машинных и котельных отделений, увеличенной толщины обшивки корпуса. Строились неразборными и имели котлы как для нефтяного, так и для угольного отопления. По соглашению с Турецким правительством прошли Черноморские проливы в разоруженном состоянии (перегон с Балтики). 23 ноября 1899 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в августе 1899 году заложен на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 сентября 1901 года, вступил в строй в сентябре 1902 года. В период с сентября 1902 по январь 1903 гг. совершил переход с Балтики в Севастополь. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1908 году на Николаевском адмиралтейском заводе с заменой трубок в котлах. Кроме того, на верхнюю палубу был вынесен камбуз, поставлены мостик и штурманская рубка, деревянная внутренняя обшивка заменена на железную В 1915-1916 гг. повторный ремонт с переоборудованием в тральщик. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, оказывал артиллерийскую поддержку сухопутным войскам, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота, нес дозорную и конвойную службы. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и под литерой "N 204" включен в состав британских ВМС. 3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года был включен в состав белогвардейских морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен в неисправном состоянии врангелевцами, при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день был захвачен частями РККА и в декабре 1920 года, после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря. 12 июля 1921 года вновь введен в строй. 29 апреля 1927 года был разоружен и исключен из списков судов РККФ с передачей Комгосфондов для разборки. Переименования корабля: до 22.03.1902 года - "Павлин", с 31.12.1922 года - "Лейтенант Шмидт". |