ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка
- 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800
л.с.
Вооружение: 2х76,2 мм пушки в двух танковых башнях,
2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.
История катера:
Бронекатер пр.1124
12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124)
и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г.
Ленречсудопроект закончил проектирование большого
бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного
позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125.
Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты
СССР при транспортировке по железной дороге на
открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера
занимала бронированная цитадель. Над цитаделью
в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем.
Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык.
Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели
- приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись
люки, что обеспечивало проход в любой отсек без
опасного во время боя появления на палубе. Наличие
люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано.
Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали
практически плоскодонными с вертикальными бортами.
Это исключило необходимость гнуть броневые листы
и существенно упростило технологию изготовления.
Для этого проекта характерен плавный подъем килевой
линии в носу, что позволяло катеру подходить носом
к берегу почти впритык, и значительно упрощало
высадку десанта.
Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП.
Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался
бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей
(800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался
самый полный ход. С 1942 года большинство БКА
оснащались импортными четырехтактными двигателями
"Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард"
мощностью 1200 л.с.
Вооружение этих бронекатеров значительно отличается
на различных сериях: на них ставились различные
артустановки, системы пуска реактивных снарядов
и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях
военного времени.
Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров,
широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР.
Бронекатер "БК-111" был заложен в Астрахани
на заводе №638 в 1940 г. (заводской №112). Спущен
на воду весной 1942 г., вступил в строй летом
1942 г.
09.08.1942 г. включен в состав КБФ, где проходил
учебную подготовку. 03.02.1943 г. перечислен в
состав АВФ Черноморсокго флота. 05.02.1943 г.
зачислен в списки 1-го дивизиона БКА АВФ ЧФ. 22.05.1943
г. прибыл по железной дороге из Астрахани в Ейск.
Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09-9.10.1943
г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943
г. десантной операциях.
01.11.1943 г., следуя на выполнение боевого задания
по высадке десанта в Керчь, в 07:53 в районе Чайкино
на подходе к Темрюку бронекатер подорвался на
мине. Были поврежены корпус и механизмы, число
раненых составило 11 человек. Бронекатер отбуксирован
в Темрюк на ремонт.
13.04.1944 г. бронекатер был перечислен в Дунайскую
флотилию.
Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944
г., Белградской 28.09-20.10.1944 г., Будапештской
29.10.1944-13.02.1945 гг. и Венской 16.03-15.04.1945
г. наступательных операциях.
19.07.1945 г. приказом НК ВМФ №00435 бронекатер
"БК-111" (в составе дивизиона из 7 катеров)
был передан в Морчасти погранвойск Молдавского
пограничного округа НКВД.
Переименования катера: №101, с 24.09.1942 г.
- №11, с 11.06.1943 г. - №111, с 22.03.1944 г.
- БК-111.
|