Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Бронекатер №122 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800 л.с.
Вооружение: 2х76,2 мм пушки в танковых башнях, 2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.

История катера:
Бронекатер пр.1124

12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125.

Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем.

Конструкция корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью оправдано.

Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта.

Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с.

Вооружение этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях военного времени.

Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных театрах СССР.

Бронекатер №16 был заложен в Астрахани на заводе №638 в 1941 г. (заводской №117). Спущен на вод улетом 1942 г., вступил в строй в строй 05.10.1942 г. и вошел в состав Каспийской флотилии. 26.05.1943 г. прибыл по железной дороге из Астрахани в Ейск и вошел в состав Азовской флотилии ЧФ.

С 11.06.1943 г. именовался как №122.

В ночь на 30.08.1943 г. бронекатера №122 и №312 прикрывали высадку десанта в Таганрогском заливе у хутора Веселый (между косой Беглицкой и Таганрогом). В 04 ч. 45 м. командир отряда высадки получил с катеров радиограмму: "Бензин на исходе, жду указаний". Было послано указание: "БКА-312, БКА-122, следовать в базу" (т.е. в Азов). В 05 ч. 00 м. и группа высадки десанта начали отход в Азов. В это же время от командира группы прикрытия была получена радиограмма: "Веду бой с катерами и баржами противника". Бронекатера №311 и №313 из состава группы высадки повернули к месту боя. В 05 ч. 20 м. в 55 кабельтовых от косы Беглицкая были обнаружены бронекатера №122 и №312, ведущие бой с 4 БДБ противника. Подошедшие катера, желая дать катерам группы прикрытия возможность прорваться сквозь строй кораблей противника к нашему берегу, вызвали огонь на себя. В 06 ч. 23 м. бронекатера №311 и №313, у которых тоже было на исходе горючее, начали отход в базу. Бронекатера №122 и №312, связь с которыми была потеряна в начале боя, в базу не возвратились. Их следует считать погибшими в артиллерийском бою с кораблями противника. Возможно, в ходе боя они остались без горючего и были расстреляны как неподвижные мишени.

По данным гидрографии на расстоянии 53 и 37 кабельтовых от косы Беглицкая находятся два объекта. Координаты первого объекта 47°02.066'N 38°35.705'E, глубина около 5 метров, возвышение над грунтом 3,5 метра. Координаты второго объекта 47°03.529'N 38°34.553'E, глубина 4 метра, возвышение над грунтом 2 метра.

Этим катером командовали:
- лейтенант Домнин Н.К.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте