|   ТТД:  Водоизмещение: 52,2 т.  Размеры: длина - 25,3 
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м.   Скорость полного хода: 19,4 узла.  
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.  Силовая установка: 2 бензиновых 
двигателя, 1800 л.с.  Вооружение: 2х76,2 мм пушки в двух танковых башнях, 2х12,7 
мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.  Экипаж: 17 чел. История катера:  
Бронекатер пр.1124 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание 
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный 
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию 
малого бронекатера пр.1125.  Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку 
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке 
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала 
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался 
пост управления кораблем.  Конструкция корпуса была смешанной: броневая 
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись 
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА 
пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках 
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя 
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило 
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью 
оправдано.  Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными 
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно 
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем 
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, 
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались 
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового 
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная 
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года 
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт" 
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с.   Вооружение 
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились 
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных 
вариациях, особенно в условиях военного времени.  Всего по данному проекту 
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных 
театрах СССР. Бронекатер БК-163 "Саратовский патриот" был заложен 
в Астрахани на заводе №638 в 1943 г. (заводской №316). Спущен на воду летом 1944 
г., вступил в строй 03.11.1944 г. и вошел в состав Каспийской флотилии.  10.01.1945 
г. вошел в состав Дунайской флотилии.  Участвовал в Венской 16.03-15.04.1945 
г. наступательной операции.   |