ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка
- 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800
л.с.
Вооружение: 2х76,2 мм пушки Лендера (на 01.09.1944
г. - 2х76,2 мм пушки в танковых башнях), 2х12,7
мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.
История катера:
Бронекатер пр.1124
12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124)
и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г.
Ленречсудопроект закончил проектирование большого
бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного
позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125.
Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты
СССР при транспортировке по железной дороге на
открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера
занимала бронированная цитадель. Над цитаделью
в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем.
Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык.
Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели
- приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись
люки, что обеспечивало проход в любой отсек без
опасного во время боя появления на палубе. Наличие
люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано.
Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали
практически плоскодонными с вертикальными бортами.
Это исключило необходимость гнуть броневые листы
и существенно упростило технологию изготовления.
Для этого проекта характерен плавный подъем килевой
линии в носу, что позволяло катеру подходить носом
к берегу почти впритык, и значительно упрощало
высадку десанта.
Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП.
Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался
бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей
(800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался
самый полный ход. С 1942 года большинство БКА
оснащались импортными четырехтактными двигателями
"Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард"
мощностью 1200 л.с.
Вооружение этих бронекатеров значительно отличается
на различных сериях: на них ставились различные
артустановки, системы пуска реактивных снарядов
и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях
военного времени.
Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров,
широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР.
Бронекатер "БК-32" был заложен в Зеленодольске
в 1941 г. (заводской №316). Спущен на воду в летом
1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 10.07.1942
г. вошел в состав Волжской флотилии.
Участвовал в обороне Сталинграда.
30.09.1943 г. отправлен по железной дороге из
Сарепты в Ейск. 02.10.1943 г. бронекатер прибыл
в Ейск из ВВФ, и 10.10.1943 г. вошел в состав
Азовской флотилии Черноморского флота.
Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной
операции 31.10-11.12.1943 г.
31.10.1943 г. в шторм в районе Кучугура на Азовском
море сорван с якоря, выброшен на берег и поврежден
о камни. 18.11.1943 г. ввиду низкого технического
состояния корпуса и механизмов исключен из списков
Азовской военной флотилии ЧФ. Однако после восстановительного
ремонта 02.02.1944 г. катер был снова включен
в состав Азовской флотилии.
13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию.
Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944
г. и Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. наступательных
операциях.
31.05.1949 г. бронекатер "БК-32" был
разоружен и исключен из состава ВМФ.
Переименования бронекатера: №21, с 12.06.1942
г. - №43, с 18.08.1942 г. - №53, с 16.11.1942
г. - №32, с 22.03.1944 г. - БК-32.
|