Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Быстроходный моторный катер №316 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 14,5 т.
Размеры: длина - 18,29 м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м.
Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах.
Силовая установка: 3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала.
Вооружение: 1х1 47-мм орудие, 1х1 37-мм орудие, 2 пулемета.
Экипаж: 8 чел.

История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт"

Перед Первой мировой войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно. Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.

18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244). 09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов за единицу.

В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров - им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы, следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд", вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237 оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль подняли, погрузили и доставили в Архангельск.

Строились эти катера тремя сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250), третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла 31 единица.

Хотя катера официально именовались "быстроходными", они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории.

Быстроходный моторный катер со строительным №240 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат Нью-Йорк, САСШ). 26.08.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость в 25,4 уз. В начале сентября 1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе "Fiteas", и прибыл 26.09.1915 г. в Архангельск. Затем он по железной дороге был отправлен в Петроград, а затем - в Севастополь.

Катер вступил в состав Черноморского флота в марте 1916 г., получив №316 (1-й) в 1-м отделении.

К началу сентября 1916 г. в Севастополе катер прошел ремонт. После него 05.11.1916 г. приказом №308 командующего Черноморским флотом был переименован в №326.

К концу ноября 1916 г. находился во 2 отделении на Дунае. К июню 1917 г. находился в Севастополе.

15.09.1917 г. приказом №222 командующего ЧФ стал №526.

К ноябрю 1917 г. катер находился в Трапезунде. 16.12.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В середине января 918 г. пришел из Трапезунда в Севастополь с гидрокрейсером "Дакия" и с №524, 525 и 528, и затем вышел в Батуми.

17.03.1918 г. взят грузинами. К 14.04.1918 г. ушел в Поти. В начале января 1919 г. стоял в ремонте, катер планировалось назвать "Аджарец" (не выполнено). 12.03.1919 г. после ремонта спущен на воду, войдя в строй как "Патари Кахи".

Летом 1919 г. действовал у берегов Абхазии. В июне 1919 г. сменил имя на "Фридони". , к марту 1920 г. - снова "Патари Кахи". В конце августа 1920 г. из Поти перешел в Батуми. 17.03.1921 г. при эвакуации Батуми из-за нехватки топлива оставлен и затоплен грузинами в порту.

Летом 1922 г. советские водолазы обследовали катер и установили, что его корпус практически полностью сгнил. В результате катер поднимать не стали, подняв на поверхность только моторы катера.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте