Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Быстроходный моторный катер №321 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 14,5 т.
Размеры: длина - 18,29 м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м.
Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах.
Силовая установка: 3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала.
Вооружение: 1х1 47-мм орудие, 1х1 37-мм орудие, 2 пулемета.
Экипаж: 8 чел.

История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт"

Перед Первой мировой войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно. Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.

18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244). 09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов за единицу.

В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров - им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы, следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд", вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237 оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль подняли, погрузили и доставили в Архангельск.

Строились эти катера тремя сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250), третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла 31 единица.

Хотя катера официально именовались "быстроходными", они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории.

Быстроходный моторный катер со строительным №243 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат Нью-Йорк, САСШ). 14.09.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость в 24,8 уз. 15.09.1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе "Modig", и прибыл в конце сентября 1915 г. в Архангельск. Затем по железной дороге был отправлен в Севастополь, куда он прибыл 19.10.1915 г.

После вооружения с 29.12.1915 г. катер проходил испытания. В строю Черноморского флота с конца января 1916 г. С марта 1916 г. - как катер №321 во 2-м отделении.

В апреле 1916 г. находился в Балаклаве для тренировок подводных лодок. К 31.08.1916 г. приведен в Констанцу с другими катерами отделения на буксире эсминца. После срочного ремонта в начале сентября 1916 г. подошел к внутренней стороне Евксиноградского мола и высадил 2 матросов с подрывными патронами, для взрыва пушек на молу - неудачно, и забрав людей ушел в Констанцу. Утром 09.10.1916 г. с отделением ушел в Сулин. Придя в Сулин плавучий кран поднял корму для ремонта винта. Затем с катером №322 использовались как связные между Измаилом, Бабадагом и Искачей.

Около 09.00. 25.10.1916 г. катер вышел из Сулина догнать подбитый герм.гидроплан "FF-33H" №812. В 09.35 догнал и обстреляв взял летчиков в плен. Затем охранял пришедший №333 уведший гидроплан на буксире в Сулин.

В начале января 1917 г. ушел с отделением в Севастополь на ремонт. К июню 1917 г. находился в Севастополе, а к августу 1917 г. - в Одессе в Отряде Северо-западной части Черного моря.

15.09.1917 г. приказом №222 командующего ЧФ стал №521.

К ноябрю 1917 г. в Трапезунде. 16.12.1917 г. перешел на сторону Сов.власти. 17.03.1918 г. в Батуми взят грузинами. К 14.04.1918 г. ушел в Поти. В январе 1919 г. находился там в ремонте. Выйдя из ремонта в середине июня 1919 г., катер хотели назвать "Одиши", но в середине июля 1919 г. был сдан белым по требованию англичан и ушел в в Новоросийск.

24.07.1919 г. поднят плавкраном на ж/д платформу и увезен в Севастополь - тут как №521. В боях не был. В середине ноября 1920 г. взят там частями РККА.

С 15.12.1920 г. числился в МСЧМ как "Дельный". На 18.01.1921 г. находился в строю. 01-06.1921 г. имел бортовой номер "СК-47" с тем же именем. К середине мая 1921 г. был в Новороссийске и вышел в Севастополь. С 07.06.1921 г - как "Дельный" в Дивизионе сторожевых катеров МСЧМ. На 24.06.1921 г . в срочном ремонте - готов на 25%. К 06.07.1921 г. - в строю. К 18.07.1921 г. был в море. На начало августа 1921 г. готов на 60% и срочно войдя в строй 07.08.1921 г. с отрядом истребителей вышел из Севастополя и 08.08.1921 г. нагнав в море Практическую эскадру МСЧМ осуществил поход с ней по маршруту: Евпатория, Скадовск, Очаков, Николаев, Одесса, Херсон и 24.08.1921 г. пришли назад. К 01.09.1921 г. катер стоял в капитальном ремонте (1 47-мм, 1 37-мм).

24.10.1922 г. вышел приказ о сдаче в Черноморский отряд судов пограничной охраны ГПУ как пограничный сторожевой катер. С 11.03.1923 г. числился в Черноморской флотилии ГПУ. 14.04.1923 г. начата сдача МСЧМ, но к концу апреля 1923 г. в Новороссийском отряде судов пограничной охраны, 12.10.1923 г. приказом по ГПУ №418 сдан в оперативное подчинение местному пограничному полку ГПУ.

14.11.1923 г. приказом по ГПУ катер вернули МСЧМ, где его сдали на хранение в Севастопольском военном порту. С 21.06.1924 г. вновь у морской пограничной охраны. С 09.08.1925 г. вновь у МСЧМ.

17.01.1930 г. катер был исключен из списков и сдан на слом.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте