|   ТТД:  Водоизмещение: 10,5 т.  Размеры: длина - 13,9 
м, ширина - 3,23 м, осадка - 0,91 м.   Скорость полного хода: 10,5 узлов.  
Дальность плавания: 210 миль.  Силовая установка: Два мотора ЗИС-5 общей мощностью 
136 л.с. Вооружение: 1х1 7,62-мм пулемет .  Экипаж: 10 чел. История 
катера:  Катер типа КМ-4 В 1928 г. руководство Морпогранохраны ОГПУ 
разработало первую советскую комплексную программу оснащения морских пограничников 
моторными катерами. В это программу вошли три типа катеров: океанские, трансформировавшиеся 
позднее в "малые охотники", быстроходные морские сторожевые катера (типа 
ГК) и рейдовые катера. Разработку проекта рейдовых катеров для Морпогранохраны 
осуществляла группа конструкторов технического бюро Адмиралтейского завода под 
руководством инженера Н.Я. Лушева. Он получил индекс "КМ-2" и строился 
в основном для ОГПУ. Серия катеров с деревянным корпусом типа "КМ-2" 
строились как пограничные, разъездные и служебные катера.  Серия катеров 
типа "КМ-4" (главным конструктором катера был С.В. Пугавко) являлась 
модернизированной версией "КМ-2" и помимо возросших размерений оснащалась 
двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период 
войны 45 катеров данного типа было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 
- в катерные тральщики.  Катер К-191 был построен в 1938-1939 гг. До 23.06.1941 
входил в состав 3-го Черноморского ОПС (Очамчира).  С началом войны включен 
в состав Черноморского флота. С 17.12.1941 г. именовался как сторожевой катер 
"СКА №0198".  Участвовал в Новороссийской 09-16.09.1943 г. и Керченско 
- Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантных операциях.  С 21.05.1944 г. 
- "СК-198".  21.06.1945 г. был возвращен пограничным войскам, 
вошел в состав 1-го Черноморского ОПС (Очамчира).   |