ТТД: Водоизмещение: 67,1 т. Размеры: длина - 25,5
м, ширина - 6,18 м, осадка - 1,24 м. Скорость полного хода: 43 узла.
Дальность плавания: 1000 миль при 14 узлах, 600 миль при 33 узлах. Силовая
установка: 4 дизеля по 1200 л.с., 4 вала. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных
аппарата (2 торпеды), 2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 8 глубинных бомб ББ-1.
Экипаж: 14 чел. (2 офицера). История корабля: Торпедный катер
пр.183 В конце 40-х годов ХХ века ОКБ-5 во главе с Гойнкисом П.Г. приступило
к работам по созданию новых проектов больших торпедных катеров. Они должны были
заменить глиссирующие катера предвоенной постройки. В процессе разработки особенно
учитывался опыт применения полученных по ленд-лизу катеров американского производства
различных типов. При изготовлении корпуса проектируемого катера использовалось
дерево, а с целью повышения мореходности корпус сделали безреданным и с остроскулыми
обводами. На мостике и рубке была установлена противопульная броня. Основные приборы
управления катером выводились на открытый ходовой мостик. Непотопляемость обеспечивалась
делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков. Суммарная
мощность энергетической установки была 4800 л.с, что обеспечивало максимальную
скорость в 43 узла. Дальность автономного плавания достигала 600 миль с крейсерской
скоростью в 33 узла, а экономичная скорость в 14 узлов обеспечивала дальность
в 1000 миль. В качестве основного вооружения катера использовались два 533-мм
однотрубных палубных торпедных аппарата, которые располагались побортно под углом
3 градуса к диаметральной плоскости. Для защиты от авиации противника использовались
две спаренные 25-мм зенитные артустановки. Кроме того, катер мог взять на борт
до шести морских мин КБ-3, восьми - АМД-500 или 18 - АМД-5. Вместо торпед можно
было взять до восьми глубинных бомб ББ-1. В составе радиотехнического оборудования
у катера были РЛС "Зарница", станция опознавания "Факел-М",
а также две радиостанции. После завершения государственных испытаний, с
1949 по 1960 гг. промышленностью на нескольких судостроительных заводах была выпущена
большая партия этих торпедных катеров - всего 421 единица. На протяжении всего
срока службы их использовали на всех флотах ВМФ СССР. На основе этого проекта
также создавались улучшенные образцы и катера другого предназначения. Торпедный
катер ТК-1286 был заложен на Сосновском ССЗ, строительный №242, и в 1954 г. вошел
в состав Черноморского флота. |