Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Миноносцы

 
 
 
         
      Миноносец "Котка" (№256)  
 
Миноносец №256
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 102,5 т.
Размеры: длина - 46,8 м, ширина - 3,94 м, осадка - 2,34 м.
Скорость полного хода: 19,03 узла.
Дальность плавания: 450 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 1 огнетрубный котел, 1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1000 л.с, 1 винт.
Вооружение: 1х2 палубный торпедный аппарат, 2х1 37-мм орудия, 1 7.62-мм пулемет
с 1914 г.: 2х1 47-мм орудия, 2х1 37-мм орудия, 1 7,62-мм пулемет.
Экипаж: 20 чел.

История корабля:

В конце 80-х годов XIX века было принято решение о постройке серии недорогих миноносцев по образцу "Ревеля" и "Свеаборга". В отличие от прототипа они должны были иметь увеличенную боевую рубку, машину тройного расширения, один носовой и два поворотных палубных мин ных аппарата. Котлы решили сохранить локомотивные с дымогарными трубками.

В сентябре 1889 года завод Крейтона разработал эскизный проект. Длина по ватерлинии была сохранена, как у прототипа, 46,8 м . Для обеспечения остойчивости и удобства минных аппаратов ширина по ватерлинии увеличена с 3,75 до 3,92 м , а по верхней палубе с 1,83 до 2,5 м . Носовые обводы сделаны более острыми, прямой форштевень заменен таранным. Осадка с винтом уменьшилась до 2,21 м , водоизмещение осталось прежним. При рассмотрении проекта в феврале 1890 года было решено оставить только один палубный минный аппарат, так как была выявлена ненадежность стрельбы из аппаратов, установленных вблизи кормовой оконечности.

Толщина наружной обшивки выше ватерлинии в районе машинного и котельного отделений, шпунтового пояса под ними и верхней палубы составляла 5, у торпедного аппарата - 6,3, в остальных местах - 3 и 4 мм . Восемь водонепроницаемых переборок имели толщину 2-3 мм. Проектная индикаторная мощность машины 1000 л . с. при частоте вращения 325-350 об/мин, рабочее давление котла 12,6 атм, его запас прочности - четырехкратный.

В проекте использована основная конструктивная особенность прототипа - эллипсовидные шпангоуты, образовывавшие характерные, заваленные внутрь покатые борта. Однако общее расположение из-за увеличенных размеров машины тройного расширения и поворотного аппарата на верхней палубе претерпело существенные изменения. Проект разрабатывался по существу заново. Заказ разделили между заводами Крейтона в Або и Ижорским (по два корабля). По разработанному ижорцами проекту их корабли имели существенные отличия, как от прототипа, так и от крейтоновских кораблей.

18 мая 1891 года корабли, строившиеся в Або (Турку, Финляндия), получили названия "Даго" и "Котка". Корабли обладали восемью водоепроницаемыми переборками. Первый отсек между форштевнем и 3 шпангоутом образовывал таранное отделение. Второй отсек - отделение носового руля, между 3 и 9 шп. Третий отсек между 9 и 31 шп. - жилое помещение, служившее одновременно и минным отделением. Полупереборкой, приклепанной к 15 шп., отсек делился на 2 части. Четвертый отсек между 31 и 35 шп. - отделение перед котельным отсеком. Пятый отсек между 35 и 55 шп. - котельное отделение. Шестой отсек между 55 и 66 шпанг. - машинное отделение. Седьмой отсек между 66 и 77 шп. - в нем размещались каюты офицеров и кают-компания. Восьмой отсек между 77 и 87 шпг. - каюта командира, ахтер-люк и отделение для снарядов. Девятый отсек между 87 шп. и ахтерштевнем - был предназначен для хранения шкиперских запасов.

В качестве водоотливных средств на корабле имелись три эжектора по 150 тн., три эжектора по 80 тн., циркуляционная помпа на 80 тонн/час. На миноносце имелось 3 мачты, 2 якоря. Расход угля на полном ходу составлял 960 кг/час.

Миноносец "Котка" был спущен на воду весной 1891 г. Вступил в строй в 1892 г.

В августе 1894 года "Котка" в составе отряда кораблей была отправлена на Дальний Восток. Однако, в связи с необходимостью ремонта серьезных неисправностей котла, была вынуждена остаться в составе эскадры Средиземного моря. В апреле 1895 года она совершила самостоятельный переход из Пирея (Греция) в Севастополь и 25.03.1895 г. вошла в состав Черноморского флота. Тогда же "Котка" получила вместо названия номер № 256.

В 1908 году миноносец прошел капитальный ремонт, на нем установили новый локомотивный котел. В сентябре 1914 года корабль уже как посыльное судно был выведен из резервного дивизиона миноносцев и приписан к воздушному району службы связи Черноморского флота. На нем был оставлен палубный минный аппарат и установлены по два 47- и 37-мм орудия и пулемет. В задачу его команды входили наблюдение за полетами гидросамолетов над морем и помощь при подготовке к полетам, при авариях и т. д.

Во время Первой мировой войны судно сопровождало самолеты, регулярно вылетавшие в море для разведочной и охранной службы на подходе к главной базе Черноморского флота. 25 октября 1914 года подобрал в море и привел в базу гидросамолет "М-15", сбитый крейсером "Бреслау".

С 2 июля 1915 года судно носило имя "Летчик". 29 сентября его переименовали в посыльное судно № 4 и зачислили в 1-й дивизион посыльных судов.

16 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. 3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года вошел в состав морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя. На следующий день был захвачен частями РККА и в декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря.

Прошел капитальный ремонт с декабря 1920 года по 17 апреля 1921 года. 2 февраля 1922 года законсервирован и сдан Главному военному порту Морских сил Черного моря на хранение и 1 марта 1922 года был исключен из списков судов Морских сил Черного моря. В 1924 году передан "Комгосфондов" для разборки.

Переименования корабля: с 02.07.1915 г. - "Летчик", с 29.09.1916 г. - "Посыльное судно № 4".

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте