| ТТД:Водоизмещение: 56 т.
 Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка 
                                - 1,48 м.
 Скорость полного хода: 26 узлов.
 Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
 Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34, 
                                2250 л.с.
 Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм 
                                пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 
                                малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1" 
                                или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
 Экипаж: 22 чел.
 История корабля:Морской охотник, тип "МО-4".
 Разработка проекта малого охотника типа МО была 
                                начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ 
                                и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. 
                                По выданному заданию катер предназначался в мирное 
                                время для несения сторожеовй службы в составе 
                                соединений морпогранохраны, а в военное время 
                                - для борьбы с подводными лодками противника.  Группа конструкторов под руководством Л. Л. 
                                Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного 
                                МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта 
                                завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер 
                                типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза 
                                палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже. Только 
                                в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 
                                42 "морских охотника".   Впервые эти деревянные сторожевые катера появились 
                                у пограничников, но высокие качества - мореходность, 
                                скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу. 
                                После некоторой модификации и установки противолодочного 
                                вооружения они стали истребителями подводных лодок, 
                                знаменитыми "морскими охотниками".   Катер имел трехслойную деревянную обшивку с 
                                прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых 
                                отсеков делали его удивительно непотопляемым - 
                                бывали случаи, когда катера приходили на базу 
                                даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя 
                                обеспечивали высокий ход и надежное управление. 
                                Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не 
                                опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, 
                                "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал 
                                шум катера - все это было очень важно для внезапных 
                                и скрытных действий, особенно ночью. Размещение 
                                большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало 
                                повышению живучести новых катеров, и это не раз 
                                спасало их экипажи от верной гибели.  Великая Отечественная война расширила сферу боевого 
                                применения охотников. С первых и до последних 
                                дней войны эти корабли несли различную боевую 
                                службу. "Морские охотники" высаживали 
                                десант и разведчиков в тылах противника, подавляли 
                                огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли 
                                протраленные фарватеры; совместно с торпедными 
                                катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую 
                                вступая в неравный бой с катерами фашистов и их 
                                самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в 
                                конвоях, сопровождали подводные лодки до точки 
                                погружения и встречали их после похода.  Морской охотник "М-13" был заложен 
                                осенью 1941 г. (заводской №38002), спущен на воду 
                                весной 1942 г., вступил в строй 05.09.1942 г. 
                                и 17.09.1942 г. включен в состав Каспийской флотилии. 
                               26.03.1943 г. был отправлен по железной дороге 
                                в Поти и 04.04.1943 г. вошел в состав Азовской 
                                флотилии Черноморского флота.  25.04.1943 г. был потоплен авиацией противника 
                                у ст. Приморско-Ахтарская.  Переименования катера: с 03.02.1943 г. - СКА 
                                №0212. |