|   ТТД:  Водоизмещение: 50 т.  Размеры: длина 
- 26,2 м, ширина - 3,85 м, осадка - 1,5 м.  Скорость полного хода: 25 узлов.  
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.  Силовая установка: три бензиновых 
двигателя АМ-34К, 2250 л.с., 3 вала.  Вооружение: 2х1 45-мм орудия 21-К, 2х1 
12,7-мм пулемета ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 8 глубинных бомб "Б-1", 2 
глубинные бомбы "М-1", 4 мины.  Экипаж: 16 чел.  История 
корабля:  Пограничный катер, тип "МО-2" Малые охотники 
типа МО-2 были спроектированы по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления 
пограничных войск НКВД СССР под руководством В.И. Тягунова. Разработка проекта 
началась в 1933 г., катера предназначались в мирное время для несения сторожевой 
службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с 
подводными лодками противника, а так же охраны водного района. Катер имел 
деревянный корпус с трёхслойной обшивкой из сосновых досок с прокладками из перкаля 
и задним срезом верхней палубы. Надстройка состаяла из боевой рубки и открытого 
ходового мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми 
переборками на 9 отсеков. Спасательные средства на катерах представлены одной 
четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе. Силовая установка 
механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами с реверс-муфтами, которые 
обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три винта 
фиксированного шага, обеспечивая полную скорость до 25 узлов. Вид топлива - бензин 
марки Б-70. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть 
катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп" 
у двигателей уменьшал шум катера, что было важно для внезапных и скрытных действий, 
особенно ночью. Начиная с 1934 г. на ленинградской Судоверфи морпогранохраны 
велось строительство для частей морпогранохраны малых охотников типа МО-2, имевших 
в качестве главных двигателей - три мотора АМ-34К по 675 л.с. или три мотора ГАМ-34БС 
по 850 л.с. Всего по данному проекту было построено 27 единиц. Пограничный 
катер "ПК-258" был построен в 1935-1936 гг. До 30.08.1940 входил в состав 
26-го Одесского морского пограничного отряда (морпограно-тряда), до 21.02.1941 
- 1-го Черноморского ОПС (Одесса), до 23.06.1941 - 4-го Черноморского ОПС (Килия). 
 09.01.1941 г. был переименован в "ПК-115". 22.06.1941 г. 
вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав 
Черноморского флота.  04.09.1941 г. был переименован в СКА №0112. 01.07.1942 
на переходе в Севастополь катер был атакован германской авиацией, погиб командир 
старший лейтенант Е.А. Корзун. В ночь на 02.07.1942 г., имея на борту командира 
109-й дивизии генерал-майора П.Г. Новикова, других командиров и эвакуируемых из 
Севастополя бойцов в количестве 70 человек, на переходе в Новороссийск вместе 
со СКА №0124 был атакован германскими торпедными катерами S-27, S-28, S-40, S-102 
при поддержке авиации. В результате боя личный состав понес большие потери, из-за 
повреждений СКА №0112 катер потерял ход. Немецкий катер S-28 снял с СКА №0112 
оставшихся в живых 16 человек, включая генерала П.Г. Новикова, а сам катер затопили. 
  |