Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Морские охотники

 

 
 
 
     
   

Морской охотник "ПК-144"

 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34, 2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.

История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".

Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника.

Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже.

Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками". Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских охотника".

Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели.

Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в бой с катерами и самолетами противника. Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.

Морской охотник "ПК-144" был построен в 1936 г. (заводской №3). Входил в состав 26-го морпогранотряда (Одесса), затем - 32-го морпогранотряда (Новороссийск).

22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского флота.

Участвовал в высадке десанта в Станичку в феврале 1943 г., Новороссийской (09-16.09.1943 г.) и Керченско-Эльтигенской (31.10-11.12.1943 г.) десантных, Новороссийско-Таманской (09.09-09.10.1943 г.) и Ясско-Кишиневской (20-29.08.1944 г.) наступательных операциях.

При высадке диверсионной группы 08.02.1943 г. в районе водной станции "Динамо" получил повреждения от артобстрела противника. 24.04.1943 г. получил повреждения в бою с ТКА противника в районе Новороссийска.

В ходе Керченско-Эльтигенской операции 01.11.1943 г. при подходе к берегу был сильно поврежден артогнем, погиб находившийся на борту командир десантного отряда капитан 3 ранга Н.И. Сипягин, включая десантников, погибло 12 человек, ранен 21 человек.

21.06.1945 г. возвращен пограничным войскам, вошел в состав 14-го Черноморского ОДСКР (Новороссийск).

27.09.1957 г. был исключен из состава МЧПВ, сдан для демонтажа и реализа-ции.

Переименования катера: до 09.01.1941 г. - ПК-272, с 17.12.1941 г. - СКА №044, с 21.05.1944 г. - МО-44, с 21.09.1945 г. - ПК-142, с 19.09.1957 г. - ПСКР-34.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2021 - о сайте