| ТТД:Водоизмещение: 56 т.
 Размеры: длина 
- 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м.
 Скорость полного хода: 26 узлов.
 Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
 Силовая установка: три бензиновых 
двигателя ГАМ-34, 2250 л.с.
 Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм 
пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа 
"Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
 Экипаж: 22 
чел.
 История корабля:Морской охотник, тип "МО-4".
 Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию 
Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному 
заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе 
соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками 
противника.  Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала 
первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта 
завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа 
МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 
мм ниже.  Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, 
но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую 
дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они 
стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками". 
Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских 
охотника".   Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками 
из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым 
- бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля 
и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были 
и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, 
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень 
важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства 
механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и 
это не раз спасало их экипажи от верной гибели.  Великая Отечественная война 
расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны 
эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали 
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили 
в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили 
мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами и самолетами 
противника. Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки 
до точки погружения и встречали их после похода.  Морской охотник "ПК-77" 
был построен в 1938 г. на заводе №5 в Ленинграде (заводской №48), вошел в состав 
1-го КОПС МПО НКВД Азербайджанского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в состав 
Каспийской флотилии.  18.09.1943 г. был перечислен в состав Черноморского 
флота и 31.10.1943 г. по железной дороге доставлен из Баку в Поти.  25-31.08.1941 
участвовал в высадке десанта в Иране. 19.06.1942 г. при отражении атаки авиации 
на Астраханском рейде от взрыва авиабомбы у "ПК-77" оторвало носовую 
часть до 33-го шпангоута вместе с пушкой, но умелые действия экипажа позволили 
удержать катер на плаву и успешно завершить бой. Катер отбуксирован в Астрахань 
и введен в строй. За образцовое выполнение задания командования командир катера 
старший лейтенант Н.С. Липовец был награжден орденом Красного Знамени, а экипаж 
- медалями.  18.09.1943г. был перечислен в состав ЧФ и 31.10.1943 г. по 
железной дороге доставлен из Баку в Поти.  Участвовал в Керченско-Эльтигенской 
десантной операции (31.10-11.12.1943 г.).  21.06.1945 г. возвращен пограничным 
войскам, вошел в состав 14-го Черноморского ОДСКР (Новороссийск).  10.01.1956г. 
был исключен из состава МЧПВ, сдан для демонтажа и реализации. Переименования 
катера: с 26.11.1943 г. - СКА №028, с 21.05.1944 г. - МО-77, с 21.09.1945 г . 
- ПК-144. |