Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Морские охотники

 

 
 
 
     
   Морской охотник "ПК-91" 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34, 2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.

История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".

Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника.

Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже.

Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками". Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских охотника".

Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели.

Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами и самолетами противника. Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.

Морской охотник "ПК-91" был построен в 1936-1937 гг. (заводской №32), вошел в состав 3-го ЧОПС МПО НКВД Грузинского погранокруга. До 01.08.1939 г. входил в состав 37-го Батумского морпогранотряда, до 23.06.1941 г. - 3-го Черноморского ОПС (Очамчира).

22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского флота.

Участвовал в Керченско-Феодосийской (25.12.1941-02.01.1942 гг.), Новороссийской (09-16.09.1943 г.) и Керченско-Эльтигенской (31.10-11.12.1943 г). десантных и Новороссийско-Таманской (09.09-09.10.1943 г.) наступательной операциях.

В период Керченско-Феодосийской десантной операции поврежден попаданием артснаряда. В период Новороссийской десантной операции 11.09.1943 г. попаданием снаряда на катере разрушило радиорубку, ранен командир старший лейтенант Ф.С. Дьяченко и 3 моряка, командование принял помощник командира старший лейтенант Н.М. Кучеренко.

19.05.1943 г. в результате боя катера с германскими ТКА S-49, S-72 на переходе Туапсе-Батуми и последовавшего затем налета Ил-2 катера S-49 и S-72 получили повреждения (убит 1 и ранено 8 немецких моряков).

16.11.1943 г. в Керченском проливе поврежден в бою с катерами и БДБ противника.

21.06.1945 г. был возвращен пограничным войскам, вошел в состав 14-го Черноморского ОДСКР (Новороссийск).

01.11.1950 г. исключен из состава МЧПВ, сдан для демонтажа и реализации.

Переименования катера: с 17.12.1941 г. - СКА №018, с 25.11.1943 г. - СКА №05, с 07.05.1944 г. - "МО-18", с 21.09.1945 г. - ПК-140.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте