Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Морские охотники

 

 
 
 
     
    Морской охотник "СКА-0121"  
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 3 бензиновых ДВС ГАМ-34, 2250 л.с. (3 х 635 кВт).
Вооружение: Вооружение: 2х1 45 мм артустановки, 2х1 12,7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.

История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".

В конце двадцатых годов ХХ века на вооружение Военно-Морского Флота СССР поступили сторожевые катера типа МО-4 и МО-2 (малые "охотники"). Чаще их называли "морскими охотниками". Это был многочисленный класс кораблей.

Группа конструкторов под руководством Л. Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Через год появился более совершенный катер; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже.

В 1940 г. прошли испытания и были приняты в состав флота более четырех десятков катеров МО-4. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских охотника".

Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками".

Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели.

Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов и их самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.

Морской охотник СКА-0121 (заводской №178) был заложен 31.07.1940 г., спущен на воду 26.10.1940 г., вступил в строй 23.01.1941 г. и 28.04.1941 г. был включен в состав Черноморского флота.

24.03.1942 г. СКА-0121 совместно с СКА-051 и эсминцем "Шаумян" конвоировал транспорт "В.Чапаев" по маршруту Поти-Севастополь. В 19 ч. 45 мин. судно было торпедировано и затонуло. СКА спасли и доставили в базу 120 человека.

15.04.1942 г. СКА-0121 стоял в котловине Стрелецкой бухты Севастополя на якоре, кормой к причалу. В 16 часов противник начал обстрел бухты из дальнобойных орудий. Один из снарядов фугасного действия упал в воду в 2-3 м от правого борта катера в районе 8-местного кубрика и бензоотсека. Осколками снаряда в нескольких местах пробило бензоцистерну, топливную магистраль. В носовом моторном отделении вспыхнул пожар. Пламя было настолько велико, что выбрасывалось из пробоин борта наружу. Помещение мгновенно заполнилось дымом.

Командир БЧ-5 Гусев в момент разрыва снаряда находился с личным составом в моторных отделениях. В это время был убит командир отделения мотористов и один из мотористов ранен. Гусев и моторист Рыбаков асбестовым матом и брезентовыми чехлами с моторов быстро ликвидировали распространившийся огонь в кормовом моторном отделении. При тушении пожара в носовом моторном отделении были израсходованы все имеемые на боевых постах огнетушители, но полностью загасить огонь не удалось из-за сильной задымленности помещения.

К этому времени с берега и с рядом стоявших катеров подали еще несколько огнетушителей. С берега была пущена в действие также пожарная мотопомпа. Общими усилиями в течение 30-40 мин пожар в основном удалось ликвидировать. Личный состав, надев противогазы, спустился в задымленные помещения и с помощью огнетушителей погасил тлевшие деревянные конструкции.

В это время противник продолжал вести артиллерийский обстрел Стрелецкой бухты. От очередного снаряда загорелся причал и корма СКА-0121. От разлившегося по воде вокруг катера бензина снова вспыхнул пожар, который погасить было уже невозможно. Огонь стал угрожать глубинным бомбам, находившимся на катере.

Старший краснофлотец И. К. Голубец, рулевой-сигнальщик СКА-0183, схватил огнетушитель и попытался сбить пламя. Но ему это не удалось. Тогда он не растерялся и стал сбрасывать глубинные бомбы за борт в воду. Выбросив малые бомбы, Голубец хотел скатить с бомбосбрасывателей и большие бомбы. Но рычажная система управления оказалась заклиненной. Во время попытки сбросить руками глубинную бомбу, весящую более 100 кг, на СКА-0121 произошел взрыв и отважный моряк погиб.

Позже начал рваться боезапас и катер с дифферентом на корму стал погружаться в воду. Взрыв оставшихся глубинных бомб был исключительно большой силы. Столб воды с остатками корпуса катера и причала достиг зданий на берегу в радиусе 500 м и повредил их. Всего при гибели катера погибло 3 и ранено 13 человек.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте