| ТТД:Водоизмещение: 47,2 т.
 Размеры: 
длина - 23,4 м, ширина - 3,9 м, осадка - 1,12 м.
 Скорость полного хода: 24 
узла.
 Дальность плавания: 1500 миль при 6 узлах, 590 миль при 9 узлах.
 Силовая установка: два бензиновых двигателя Паккард, 2400 л.с., 2 вала.
 Вооружение: 
1х1 37-мм орудие 70К (500 выстрелов), 1х1 25-мм автоматическая зенитная установка 
84КМ, 2х2 12,7-мм пулемета ДШК (4000 выстрелов), 2 бомбосбрасывателя (4 ГБ БГБ, 
8 ГБ МГБ-20)
 Экипаж: 21 чел.
 История корабля:Малый охотник 
за подводными лодками, тип "ОД-200"
 Осенью 1935 г. группа конструкторов 
приступила к проектированию торпедных катеров со стальным корпусом СМ-3 и СМ-4 
(СМ - стальной мореходный) с тремя и четырьмя моторами, другая группа начала проектировать 
по тому же заданию катера Д-2 и Д-3 с деревянными корпусами. Летом 1939 г. адмиралу 
И.С. Исакову были представлены опытные образцы своих кораблей, после чего была 
создана комиссия, приступивша к их испытаниям на Балтике. Испытания Д-3 
показали, что этот катер обладает хорошей маневренностью и вполне удовлетворительной 
мореходностью. При водоизмещении 40 т и суммарной мощности трех двигателей ГАМ 
3600 л. с. он мог дать скорость 48 узлов. Лучшие зарубежные образцы сравнимого 
типа достигли такой скорости лишь 15 лет спустя. Вместе с тем Д-3 имел большую 
дальность плавания (355 миль против 220 у катера Г-5) и поэтому мог считаться 
торпедным катером дальнего действия. Испытания на Черном море подтвердили надежность 
и высокие боевые качества катера Д-3, который был принят комиссией и передан соединению 
черноморских катерников. Одновременно Наркомат ВМФ выдал промышленности заказ 
на несколько десятков катеров такого типа. Еще в предвоенные годы удачные 
испытания Д-3 навели известных советских катерников Б. Никитина и Н. Хавина на 
мысль создать проект малого охотника за подводными лодками и торпедного катера 
в унифицированном корпусе, причем за основу они предлагали взять именно корпус 
Д-3. Командование поддержало это предложение, и промышленности был выдан заказ 
на проектирование деревянного корпуса, который в зависимости от вооружения мог 
быть превращен либо в малый охотник, либо в торпедный катер. Бюро по малотоннажному 
судостроению, вошедшее в Балтсудопроект в 1941 г., успешно справилось с заданием: 
к 1942 г. группа конструкторов филиалом ЦКБ-32 при Сосновском заводе №640 под 
руководством Л.Л. Ермаша спроектировала малый охотник ОД-200 и торпедный катер 
ТД-200 в унифицированном деревянном корпусе. Отличительной особенностью последнего 
корабля по сравнению с Д-3 была замена торпедного аппарата бортового сбрасывания 
трубным, предохранявшим торпеды от обледенения. На одном из эвакуированных заводов 
производство деревянных корпусов поставили на поток: их собирали на стапеле из 
деталей, изготовленных в цехе по стандартным шаблонам. Кроме деревянного, разрабатывался 
также унифицированный стальной корпус, ставший основой для малого охотника ОМ-200 
и торпедного катера ТМ-200. Корпус катера деревянный трёхслойный из сосновых 
досок с прямой транцевой кормой. Расстояние между шпангоутами (шпация) равнялось 
25 см. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная 
закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки 
составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный 
телеграф, тахометры, приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет 
с картами, авторулевой "Янтарь-2". Непотопляемость катера обеспечивалась 
делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. Силовая установка 
механическая, двухвальная с двумя американскими бензиновыми моторами "Паккард" 
по 1200 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и 
холостой ход и передавали вращение на два винта фиксированного шага обеспечивая 
полную скорость до 24 узлов. Двигатели оснащались механическим односкоростным 
одноступенчатым наддувом. Катера комплектовались и двумя бензиновыми моторами 
"Оско-Форд" по 85 л.с. каждый для обеспечения экономического малого 
хода 6 узлов. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало 
живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный 
выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность 
действий, особенно ночью. Всего за время войны было выпущено около 60 единиц, 
после войны выпускалась уже модифицированная версия ОД-200Б, получившая отечественные 
дизеля вместо американских Паккардов, а так же бронещит вокруг 37-мм автомата. 
Всего с 1943 г. по 1947 г. было построено 140 катеров данного проекта.  Морской 
охотник "СКА №071" был заложен на судостроительном №640 (Сосновка) весной 
1943 г. (заводской №108). Спущен на воду в декабре 1943 г., вступил в строй 10.02.1944 
г. и 29.02.1944 г. включен в состав Черноморского флота.  С 27.09.1945 г. 
использовался в учебных целях.  31.01.1947 г. был выведен из боевого состава 
и законсервирован, а 07.04.1950 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового 
имущества для разборки.  |