| ТТД:Водоизмещение (надводное/подводное): 
1952/2475 т.
 Размеры: длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,1 м.
 Скорость хода (надводная/подводная): 16,8/16 узлов.
 Глубина погружения: рабочая 
- 250 м, предельная - 280 м.
 Дальность плавания: над водой 30000 миль при 
8,1 узлах или 3600 миль при 15 узлах, под РДП - 16000 миль при 7 узлах, под водой 
400 миль при 2 узлах.
 Силовая установка: 3х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. + 
1х2700 л.с. гребные электродвигатели, 1х140 л.с. электродвигатель экономического 
хода.
 Вооружение: 6 носовых + 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 22 торпеды 
или 32 мины.
 Экипаж: 77 (12 офицеров, 13 мичманов)
 История:Подводная лодка пр.641
  Одной из первых, предназначенных для экспорта, была 
дизель-электрическая подводная лодка пр.641. Этот отечественный корабль, считавшийся 
в 60-е гг. XX века одним из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности, 
мощности энергетической установки, вооружению и другим параметрам, вполне подходил 
для поставок на экспорт. По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в 
октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического 
проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего 
собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект 641 
был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР.  В 
августе 1955 года, уже после того, как тачался выпуск рабочих чертежей, было принято 
совместное решение ВМФ и МСП об увеличении глубины погружения путем применения 
новой корпусной стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм2 и замены оборудования, 
подвергающегося забортному давлению. Одновременно предлагалось оснастить ПЛ новейшими 
средствами навигации, наблюдения и связи. Кроме того, было решено реализовать 
в новом проекте около 170 предложений по улучшению отдельных лодочных конструкций, 
учитывающих опыт постройки и эксплуатации ПЛ пр.611.  По проекту 641, разработанному 
под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый 
корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, 
чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели 
гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой 
аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять 
с глубины до 80 м; 2-й – жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под 
настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно 
располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался 
камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели, 
7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, 
над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства 
для работы дизелей под водой и газоотвода.  Вооружение состояло из 6 носовых 
и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), 
боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части 
их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом 
"Ленинград-641".  В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, 
были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) 
для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя 
ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 
для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных 
винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки 
аккумуляторов.  Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. 
К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей "Флаг", гидроакустическая 
станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих "асдиков", "Арктика-М", действовавшая 
в активном режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, 
система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки "Накат".  В 
НАТО новым "букам" присвоили название "Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки 
поставлялись за границу. (Польша, Индия, Ливия, Куба).  Подводная лодка 
"Б-109" была заложена 22.02.1964 г. в Ленинграде на заводе "Судомех" 
(№ 196), заводской номер 811. Спущена на воду 17.06.1964 г., вступила в строй 
15.04.1965 г. Находилась в составе Северного флота. Неоднократно выполняла 
задачи боевой службы в Средиземном морях и Северной Атлантике. Осенью 1989 
г. подлодка была переведена по внутренним морским путям на Черноморский Флот, 
перечислена в его состав 17.10.1989 г. Входила в состав 153-й бригады подводных 
лодок 14-й дивизии подводных лодок КЧФ. 05.07.1994 г. подлодка "Б-109" 
была исключена из боевого состава ВМФ, сдана на слом и в 1995 г. разделана на 
металл в Инкермане. Этой лодкой в разное время командовали:- В.Петров;
 - П.Саватеев;
 - М.Мамаев;
 - А.Шалыгин;
 - А.Егоров;
 - С.Лазарев.
 |