| ТТД:Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350 
                                т.
 Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка 
                                - 4,55 м.
 Скорость хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 
                                узлов.
 Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 
                                200 м.
 Дальность плавания: над водой 13000 миль, под 
                                водой 353 миль.
 Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 
                                л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя 
                                экономического хода
 Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных 
                                аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались 
                                вместо торпед).
 Экипаж: 52 чел.
 История:Подводная лодка пр.613
 Первой послевоенной дизель-электрической подводной 
                                лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка 
                                пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего 
                                водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г. 
                                В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы 
                                по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе 
                                и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие 
                                к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал 
                                Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения 
                                материалов по U-250, работу над пр.608. В январе 
                                1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, 
                                XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание 
                                на проектирование подлодки проекта 613. В нём 
                                было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в 
                                сторону увеличения скорости хода и дальности плавания 
                                при увеличении стандартного водоизмещения до 800 
                                тонн.  Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором 
                                был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, 
                                а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим 
                                от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. 
                                В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, 
                                а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден 
                                Советским правительством. При разработке теоретических 
                                чертежей особое внимание обращалось на обеспечение 
                                высоких ходовых качеств в подводном положении. 
                                В результате, скорость полного подводного хода 
                                увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре 
                                носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 
                                533-мм торпедных аппарата. Количество запасных 
                                торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и 
                                являлось их общим количество запасных торпед. 
                                Основными средствами обнаружения в подводном положении 
                                были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". 
                                Первоначально размещалось артиллерийское вооружение 
                                из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ 
                                и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже 
                                всё артиллерийское вооружение со всех подлодок 
                                пр.613 было снято.  По конструкции это была двухкорпусная подводная 
                                лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными 
                                шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных 
                                батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, 
                                образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего 
                                цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 
                                7-й отсеки отделены сферическими переборками, 
                                рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют 
                                отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны 
                                на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась 
                                при затоплении одного отсека и двух смежных к 
                                нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 
                                цистерн главного балласта, размещенных в легком 
                                корпусе. Воздух высокого давления размещался в 
                                22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. 
                                Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, 
                                с внутренним покрытием из меди, но они сильно 
                                корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. 
                                Первоначально в носовой оконечности располагалась 
                                цистерна плавучести, но, когда было демонтировано 
                                артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в 
                                отечественной практике подводного кораблестроения 
                                был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой 
                                оконечности корабля.  Главная энергетическая установка лодки включала 
                                двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с 
                                дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис 
                                и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие 
                                вес, габариты и число цилиндров. Имелось также 
                                устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой 
                                и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном 
                                кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались 
                                на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели 
                                экономического хода передали вращение на гребные 
                                валы через эластичные и бесшумные текстропные 
                                передачи и фрикционные муфты экономического хода. 
                               Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные 
                                рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический 
                                привод. Впервые в отечественном флоте на этих 
                                лодках применялась система бесшумной дифферентовки 
                                (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом 
                                в воду, направленным в корму (использование отсасывающего 
                                эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены 
                                сточные баллоны.  Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом 
                                с широким использованием автоматической сварки. 
                                Всего предполагалось построить 340 подлодок этого 
                                проекта, фактически построено 215 (что составило 
                                рекорд в серийности постройки в отечественном 
                                ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских 
                                подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, 
                                эта достаточно простая в устройстве и надежная 
                                дизельная подводная лодка была любима подводниками 
                                ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев 
                                даже примитивности оборудования она оказалась 
                                одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно 
                                проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению 
                                первый международный успех: это первый русский 
                                проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, 
                                по решению правительства, рабочие чертежи и техническая 
                                документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.  Лодки этого проекта использовались для проведения 
                                натурных испытаний различных видов вооружения, 
                                некоторые из них получили на вооружение крылатые 
                                и баллистические ракеты.  Подводная лодка "С-232" была заложена 
                                22.02.1955 г. в Николаеве на Черноморском судостроительном 
                                заводе (заводской №204). Спущена на воду 19.09.1955 
                                г., вступила в строй 30.11.1955 г. 13.12.1955 г. вошла в состав Черноморского флота. 
                                20.08.1958 г. была перечислена в состав Северного 
                                флота, а 15.06.1971 г. была снова возвращена на 
                                Черноморский флот в состав 153-й БрПЛ.  01.11.1981 г. лодка была выведена из боевого 
                                состава, законсервирована и поставлена на отстой 
                                в Одессе.  30.07.1987 г. подводная лодка "С-232" 
                                была исключена из состава ВМФ в связи со сдачей 
                                в ОФИ для демонтажа и реализации. Подлодка планировалась к разделке, однако в конце 
                                80-х годов ХХ века была передана Музею истории 
                                судостроения и флота им. академика А.Н. Крылова 
                                в Николаеве для использования в качестве экспоната 
                                взамен признанной непригодной для этой роли однотипной 
                                подлодки "С-217". Подводная лодка была 
                                переведена для проведения подготовительных работ 
                                и отшвартована у Чepнoморского судостроительного 
                                завода им. 61 коммунара. Однако в связи с прекращением 
                                финансирования работы застопорились. Из зи разграбления 
                                подлодка затонула у причала, а впоследствии она 
                                была поднята и разделана на металл силами завода. Этой подводной лодкой в разное время командовали:- В.Малютин;
 - Ф.Сарбаш;
 - В.Тихоновский.
 |