|  
                               ТТД: 
                                Водоизмещение (надводное/подводное): 1330/1730 
                                т. 
                                Размеры: длина - 76,8 м, ширина - 7,3 м, осадка 
                                - 5,5 м. 
                                Скорость хода (надводная/подводная): 16/13 узлов. 
                                Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 
                                200 м.  
                                Дальность плавания: над водой 9000 миль, под водой 
                                350 миль. 
                                Силовая установка: дизель-электрическая, 2 дизеля 
                                37Д по 2000 л.с., два гребных электродвигателя 
                                ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электродвигателя экономического 
                                хода ПГ-103 по 50 л.с., 2 вала. 
                                Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов в носу, 
                                2 533-мм торпедных аппарата в корме, боезапас 
                                14 торпед. 
                                Экипаж: 52 чел. 
                              История подлодки: 
                                Подводная лодка пр.633 
                               Проектирование ПЛ пр.633 было начато по Постановлению 
                                Совета Министров №1454-808 от 09.08.1955 г. Проектирование 
                                велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта 
                                был З.А. Дерибин, заместителями - А.К. Назаров 
                                и Е.В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был 
                                И.И. Чуфрин. 
                              Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим 
                                главным размерениям близка к подлодкам пр.613, 
                                по характеру же обводов наиболее соответствует 
                                подлодкам пр.611, в котором форма миделевого сечения 
                                приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в 
                                основном подчинены обеспечению большей ходкости 
                                в подводном положении за счет надводных характеристик. 
                                Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых 
                                размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого 
                                стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления 
                                при ходе в подводном положении. Размерения лодки 
                                проектировались с учетом возможности транспортировки 
                                по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому 
                                водным путям в плавучих доках. 
                              Прочный корпус делится на семь отсеков шестью 
                                водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено 
                                следующее основное оборудование. В первом отсеке 
                                (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные 
                                торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный 
                                люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных 
                                рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем 
                                главного балласта. Во втором отсеке (аккумуляторном) 
                                расположены: одна группа аккумуляторной батареи 
                                и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, 
                                две двухместные каюты и кают-компания офицерского 
                                состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, 
                                батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна 
                                пресной воды.  
                              В третьем отсеке (центральный пост) расположены: 
                                рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская 
                                с аппаратурой, посты управления рулями, погружения 
                                и вентиляции, управления дифферентной системой, 
                                станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический 
                                регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального 
                                поста расположены: пост управления трюмной системой 
                                и главными осушительными насосами, насосная установка 
                                системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная 
                                кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, 
                                гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды. 
                                Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые 
                                выдвижные устройства рамочной антенны, антенны 
                                ВАН-C, станции Накат, перископной атаки и зенитный, 
                                подъемно-поворотное устройство антенной станции 
                                Флаг.  
                              В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: 
                                вторая группа аккумуляторной батареи и емкости 
                                для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик 
                                для рядового и старшинского состава на 20 спальных 
                                мест, помещения камбуза и душевой, три баллона 
                                ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного 
                                управления дизелями, а также цистерна чистого 
                                масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены: 
                                два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами 
                                и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления 
                                дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, 
                                электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, 
                                система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного 
                                и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна 
                                грязной воды.  
                              В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: 
                                два главных гребных электродвигателя ПГ-101 со 
                                щитами управления, два электродвигателя экономического 
                                хода ПГ-103 и щит управления ими, валопроводы 
                                с муфтами, две трехместные каюты для старшинского 
                                и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна 
                                чистого масла и цистерна грязной воды. В седьмом 
                                отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные 
                                аппараты с трубопроводами, устройство для хранения 
                                торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный 
                                насос 2П-1 и гальюн с умывальником, цистерны - 
                                дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна 
                                пресной воды. 
                              Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной 
                                прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 
                                м состоит из цилиндров (диаметром 5 300 мм в районе 
                                центрального поста и 4 900 мм в остальных участках) 
                                и усеченных конусов в концевых отсеках. Вертикальный, 
                                кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного 
                                типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление 
                                вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится 
                                посредством гидропривода из центрального поста. 
                                В качестве резервного средства управления кормовыми 
                                горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. 
                                Переключение с гидравлического на электрический 
                                привод и управление рулями с помощью электропривода 
                                производится из центрального поста. Предусмотрено 
                                управление вертикальным рулем в режиме надводного 
                                хода с мостика, посредством механического привода 
                                к манипулятору в центральном посту.  
                              Для обеспечения жизнедеятельности и спасения 
                                команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища 
                                выгорожены прочными сферическими переборками, 
                                испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости 
                                и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости. Торпедные 
                                аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей 
                                выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 
                                метров, способом шлюзования аппаратов и способом 
                                затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный 
                                пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая 
                                камера, обеспечивают выход команды в снаряжении 
                                ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена 
                                возможность спасения команды из кормовой части 
                                лодки с помощью специального колокола с глубин 
                                до 200 метров, что является новым по сравнению 
                                с предыдущими проектами. Система топлива и замещения 
                                состоит из топливных цистерн полезной емкостью 
                                144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной 
                                емкостью 155,12 м3. Согласно проекту расчетные 
                                безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при 
                                взрывах атомной бомбы среднего калибра: при подводном 
                                взрыве для прочного корпуса - 1 600 м, для цистерны 
                                главного балласта -1 100 - 1 600 м; при воздушном 
                                взрыве для цистерны главного балласта - 1 390 
                                - 1 850 м, для надстройки - 1 900 м. В прочном 
                                корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 
                                533 мм. 
                              Шесть носовых торпедных аппаратов расположены 
                                двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной 
                                плоскости подводной лодки, а два кормовых - симметрично 
                                относительно диаметральной плоскости, с том растворения 
                                между осями труб 3°. Погрузка торпед и мин в подлодку 
                                осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного 
                                устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта 
                                (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки 
                                лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного 
                                комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) 
                                равно 9 часам. На ПЛ пр.633 была установлена серийная 
                                система ПУТС Ленинград-633. Вырабатываемые системой 
                                ПУТС Ленинград-633 данные торпедной стрельбы (движение 
                                торпед по направлению и характер зигзага) автоматически 
                                и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются 
                                в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами 
                                управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). 
                                Установка глубины хода на гиростатах торпед производится 
                                приводом ПУГ вручную из отсека. Дальности работы 
                                ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями 
                                вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, 
                                переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом 
                                была предусмотрена возможность установки четырехлопастных 
                                гребных винтов. Такие винты были установлены на 
                                второй ПЛ пр.633 - С-351 и показали неудовлетворительные 
                                результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека, 
                                в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных 
                                мест. 
                              Головная ПЛ С-350 (зав. N 331) была заложена 
                                на стапеле N 3 завода "Красное Сормово" 
                                22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские 
                                ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 
                                г. Государственные испытания С-350 проведены с 
                                21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море, 
                                а затем продолжены на Северном флоте.  
                              Всего в 1959-1962 годах на заводе "Красное 
                                Сормово" было построено 20 подводных лодок 
                                пр.633. По советской документации лодки 633 проекта 
                                строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ было 
                                поставлено в Египет, две - в Болгарию, две - в 
                                Алжир, и две - в Сирию. Одна из подлок данного 
                                проекта ("С-350") погибла при взрыве 
                                11 января 1962 года. "С-37" в 1967 году 
                                переоборудована по пр.6ЗЗЛ для исследования обтекаемости 
                                корпуса и испытания новых гидроакустических станций. 
                                Черноморские подлодки "С-11" и "С-49" 
                                были переоборудованы в опытовые ПЛ пр.633РВ. В 
                                носовой части лодки получили надстройку с двумя 
                                650-мм торпедными аппаратами для испытания новых 
                                торпед.  
                              На настоящее время на постсоветском пространстве 
                                из всех подводных лодок данного проекта осталась 
                                лишь одна ПЛ - черноморская "С-49", 
                                переоборудованная в плавучую зарядовую станцию 
                                "ПСЗ-50".  
                               
                              Подводная лодка "С-38" (заводской номер 
                                345) была заложена на заводе "Красное Сормово" 
                                в Горьком 14.03.1959 г., спущена на воду 30.11.1959 
                                г. Вступила в строй 23.09.1960 г.  
                              Первоначально подлодка 17.12.1960 г. вошла в 
                                состав Черноморского флота. Затем в 1969 г. подлодка 
                                была перечислена в состав Северного флота. Зачислена 
                                в состав 49-й БрПЛ 9-й ЭПЛ (г. Видяево). С 1973 
                                по 1980 год находилась на консервации. 
                              18.09.1980 г. "С-38" была вновь перечислена 
                                в состав Черноморского флота.  
                              28.02.1983 г. была исключена из состава ВМФ СССР 
                                в связи с продажей Алжиру. 
                              Этой подводной лодкой в разное время командовали: 
                                - Л.Скипидарников; 
                                - А.Курсиков. 
                               |