Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
     
   Подводная лодка "С-43" 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350 т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 200 м.
Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой 353 миль.
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя экономического хода
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято).
Экипаж: 52 чел.

История:
Подводная лодка пр.613С

Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.

Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было снято.

По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.

Главная энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода.

Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны.

Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.

Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты.

Подводная лодка "С-43" была заложена 27.06.1950 г. в Горький на «Красное Сормово им. А.А. Жданова» (зав. №802), заводской номер 414. Спущена на воду 31.12.1950 г., вступила в строй Северного флота 29.12.1952 г.

В 1954 г. вначале была перечислена в состав Балтийского, а затем - Черноморского флота.

Уже в 1957 г. по постановлению правительства начались проектные проработки переоборудования средней подлодки проекта 613 для испытаний этих опытных спасательных устройств в натурных условиях. Документацию на переоборудование разработало ЦКБ-112 (позже ЦКБ "Лазурит", главный конструктор С.Н. Якимовский) при помощи сотрудников государственного НИИ-40 МО РФ под руководством В.Л. Зарембовского.

В 1958-1960 гг. подлодка "С-43" была модернизирована по пр.613С в Горьком на ССЗ «Красное Сормово им. А.А. Жданова» для испытаний всплывающей спасательной камеры (ВСК).

Опытное комбинированное спасательное устройство (КСУ) состояло из вертикальной шлюзовой шахты диаметром 1200 мм, врезанного в переборку прочного корпуса между I и II отсеками по диаметральной плоскости и снабженной сверху на уровне палубы надстройки крышкой диаметром 1200 мм и на ней второй крышкой диаметром 650 мм.

Из I и II отсеков на уровне жилой палубы в шахту были врезаны прочные двери, для входа в нее из отсеков. В шахте ниже входных дверей, размещена всплывающая камера на одного человека, под которой расположена грузовая лебедка, трос от которой закреплен за нижнее днище камеры. После принятия решения о спасении подводники в снаряжении ИСП по одному входят в шлюзовую камеру, а там в всплывающую камеру. Затем шлюзовая камера заполняется водой, отдраивается верхняя крышка диаметром 1200 мм и всплывающая камера, е человеком, за счет собственной плавучести на тросе, протравливаемом с лебедки, всплывает, после чего подводник отдраивает крышку и выходит на поверхность воды, а камера втягивается в шлюзовую шахту лодки. Вода из нее стравливается в трюм подводной лодки. Аналогично первому подводнику по одному последовательно выходят все, включая последнего.
КСУ могло быть использовано также и для спасения традиционным "мокрым" способом, но буйрепу, без выпуска всплывающей камеры, что и определило название устройства комбинированным.

В 1961 г. были произведены успешные испытания, которые подтвердили эффективность новых спасательных устройств и позволили рекомендовать их для внедрения на строящиеся и проектируемые подводные лодки. В дальнейшем подлодка использовалась для тренировки личного состава в проведении спасательных операций.

В 1961 г. была перечислена в состав Северного флота, а уже в 1962 г. вернулась в состав Черноморского флота.

В 1958-1960 гг. подлодка была дооборудована в Севастополе на "Севморзаводе" для использования новых ВСК.

Входила в состав 14-й дипл с базированием на Феодосию.

25.10.1973 г. подлодка "С-43" была исключена из состава флота и сдана на слом. Разделана на металл в Инкермане.

Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Ю. Орлов;
- Лапотников Олег Павлович.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте