| ТТД:Водоизмещение (надводное/подводное): 
1080/1350 т.
 Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м.
 Скорость 
хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов.
 Глубина погружения: рабочая 170 
м, предельная 200 м.
 Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой 
353 миль.
 Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 
2х50 л.с. электродвигателя экономического хода
 Вооружение: 4 носовых + 2 
кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались 
вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 
СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 
2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято).
 Экипаж: 
52 чел.
 История:Подводная лодка пр.613С
 Первой послевоенной 
дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка 
пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, разрабатывавшегося 
в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ 
U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей характеристики, 
близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов принял 
решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр.608. В январе 
1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ 
утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было предложено 
изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания 
при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.  Проектирование поручили 
ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, 
а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 
ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, а 15.08.1948 
г. технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических 
чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном 
положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов. 
Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 533-мм 
торпедных аппарата. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, 
что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения 
в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально 
размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ 
и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со 
всех подлодок пр.613 было снято.  По конструкции это была двухкорпусная 
подводная лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен 
на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных 
цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра 
верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными 
на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны 
на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека 
и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 цистерн главного 
балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого давления размещался в 
22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные 
трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали 
и их впоследствии заменили на красномедные. Первоначально в носовой оконечности 
располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское 
вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения 
был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.  Главная 
энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению 
с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой 
мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство 
РДП (работы дизеля под водой) с шахтой и поплавковым клапаном, впервые в советском 
подводном кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих 
амортизаторах. Электродвигатели экономического хода передали вращение на гребные 
валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи и фрикционные муфты экономического 
хода.  Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных 
аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках 
применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы 
с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока 
забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны.  Лодки пр. 613 
строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической 
сварки. Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта, фактически 
построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки в отечественном ВМФ) 
и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. Несмотря на некоторые 
недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная дизельная подводная 
лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже 
примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных подлодок ВМФ 
СССР. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый 
международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 
1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация 
на ДПЛ пр.613 передали Китаю.  Лодки этого проекта использовались для проведения 
натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение 
крылатые и баллистические ракеты.  Подводная лодка "С-43" была 
заложена 27.06.1950 г. в Горький на «Красное Сормово им. А.А. Жданова» (зав. №802), 
заводской номер 414. Спущена на воду 31.12.1950 г., вступила в строй Северного 
флота 29.12.1952 г. В 1954 г. вначале была перечислена в состав Балтийского, 
а затем - Черноморского флота. Уже в 1957 г. по постановлению правительства 
начались проектные проработки переоборудования средней подлодки проекта 613 для 
испытаний этих опытных спасательных устройств в натурных условиях. Документацию 
на переоборудование разработало ЦКБ-112 (позже ЦКБ "Лазурит", главный 
конструктор С.Н. Якимовский) при помощи сотрудников государственного НИИ-40 МО 
РФ под руководством В.Л. Зарембовского. В 1958-1960 гг. подлодка "С-43" 
была модернизирована по пр.613С в Горьком на ССЗ «Красное Сормово им. А.А. Жданова» 
для испытаний всплывающей спасательной камеры (ВСК).  Опытное комбинированное 
спасательное устройство (КСУ) состояло из вертикальной шлюзовой шахты диаметром 
1200 мм, врезанного в переборку прочного корпуса между I и II отсеками по диаметральной 
плоскости и снабженной сверху на уровне палубы надстройки крышкой диаметром 1200 
мм и на ней второй крышкой диаметром 650 мм. Из I и II отсеков на уровне 
жилой палубы в шахту были врезаны прочные двери, для входа в нее из отсеков. В 
шахте ниже входных дверей, размещена всплывающая камера на одного человека, под 
которой расположена грузовая лебедка, трос от которой закреплен за нижнее днище 
камеры. После принятия решения о спасении подводники в снаряжении ИСП по одному 
входят в шлюзовую камеру, а там в всплывающую камеру. Затем шлюзовая камера заполняется 
водой, отдраивается верхняя крышка диаметром 1200 мм и всплывающая камера, е человеком, 
за счет собственной плавучести на тросе, протравливаемом с лебедки, всплывает, 
после чего подводник отдраивает крышку и выходит на поверхность воды, а камера 
втягивается в шлюзовую шахту лодки. Вода из нее стравливается в трюм подводной 
лодки. Аналогично первому подводнику по одному последовательно выходят все, включая 
последнего.КСУ могло быть использовано также и для спасения традиционным 
"мокрым" способом, но буйрепу, без выпуска всплывающей камеры, что и 
определило название устройства комбинированным.
 В 1961 г. были произведены 
успешные испытания, которые подтвердили эффективность новых спасательных устройств 
и позволили рекомендовать их для внедрения на строящиеся и проектируемые подводные 
лодки. В дальнейшем подлодка использовалась для тренировки личного состава в проведении 
спасательных операций. В 1961 г. была перечислена в состав Северного флота, 
а уже в 1962 г. вернулась в состав Черноморского флота.  В 1958-1960 гг. 
подлодка была дооборудована в Севастополе на "Севморзаводе" для использования 
новых ВСК. Входила в состав 14-й дипл с базированием на Феодосию.  25.10.1973 
г. подлодка "С-43" была исключена из состава флота и сдана на слом. 
Разделана на металл в Инкермане. Этой подводной лодкой в разное время командовали:- Ю. Орлов;
 - Лапотников Олег Павлович.
 |