Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "С-46"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1157/1467 т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 5,4 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16/10 узлов.
Дальность плавания: над водой 5000 миль при 8 узлах, под водой 260 миль при 2 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля 37Д по 2000 л.с., 2 электромотора ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электромотора экономического хода ПГ-103 по 50 л.с.
Вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата (4 торпеды), 2 пусковых установки крылатых ракет "П-5".
Глубина погружения: рабочая - 170 м., предельная - 200 м.
Экипаж: 58 человек.

История подлодки:
Подводная лодка пр.644

Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых ракет велись парралельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем.Причем бюро возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предпологалось переоборудовать большие ДПЛ пр.611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя должны были использоваться торпедные ДПЛ пр.613.

Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественно стратегической КР (СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км.

Испытания крылатой ракеты "П-5" проводились на опытовой подлодке пр.613 "С-146" и были завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР было шесть подводных лодок пр.644 переоборудованных из пр.613. Это были первые отечественные подводные лодки с крылатыми ракетами.

В соответствии с проектом разработанным ЦКБ-18 (рабочие чертежи выпущены горьковским ЦКБ-112, ныне ОАО "Лазурит") переоборудование подлодок пр.613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. Крылатые ракеты размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, парралельно друг другу.

Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса "Север-Н-644" и астронавигационного перископа "Лира." На лодке так же установили систему управления ракетной стрельбой "Север-А644У" и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная баластная цистерна , обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной подлодки с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены балоны ВВД, а твердый баласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка.

Вооружение подлодки состояло из двух крылатых ракет "П-5", расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов.

Посколько крылатые ракеты хранились полностью готовыми к стрельбе, в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба ракетами осуществлялась из надводного положения подлодки при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. в сторону кормы, при этом стрельба залпом не предусматривалась, и при старте первой ракеты вторая находилась в закрытом контейнере.

Согласно проекту стрельба должна была осуществляться при волнении на море до 6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих подлодок возможна при волнении моря лишь до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов.

Все ракетные лодки в 1960-1980-х годах не реже, чем один раз в год, проводили ракетные стрельбы. Следует заметить, что в ракете "П-5Д" за счет применения высокоточного радиовысотомера РВ-5М удалось снизить высоту полета ракеты с 400 м (у первых образцов "П-5") до 250 м, что с учетом сверхзвуковой скорости и малого полетного времени (10-20 минут) затрудняло ее перехват. Мощность специальной боевой части у ракеты "П-5" составляла 200 килотонн, а позже она была доведена до 650 килотонн. Таким образом, на Черном море подводные лодки с ракетами "П-5" являлись весьма грозным оружием и могли успешно поразить любые объекты на территории Турции.

Стрельба ракетным комплексом подводными лодками этого типа на ЧФ осуществлялась не менее одного раза в год, вплоть до 1980 года (стрельба двумя крылатыми ракетами дпл "С-158" на приз главкома ВМФ). Лодки пр.644 постоянно выходили на боевые службы в Черное море, не выходя при этом в Средиземное, где несли боевую службу подводные лодки Балтийского и Северного флотов.

Подводная лодка "С-46" (заводской №805) была заложена 27.03.1951 г. на судостроительном заводе "Красное Сормово" им.А.А.Жданова в г.Горьком (Нижний Новгород) по пр.613, спущена на воду 09.08.1951 г., введена в строй 30.12.1952 г.

В 1960 году подводная лодка "С-46" была переоборудована по пр.644 в носитель крылатых ракет "П-5".

Переход на Черное море после модернизации в ноябре 1960 г. подлодка "С-46", а так же однотипная с ней подлодка "С-69" осуществили в транспортных доках по внутренним водным путям.

Первоначально "С-46" и "С-69" были введены в состав 153-й бригады подводных лодок, где они прошли заводский и государственные испытания, а затем они были переданы в состав 155-й Констанцкойордена Ушакова I степени бригады подводных лодок, с базированием на Балаклаву. Они явились первыми ракетными подводными лодками Черноморского флота.

После формирования 30 марта 1967 года 14-й дивизии подводных лодок "С-46" вошла в её состав вместе с другими ракетными лодками 155-й бригады подводных лодок: "С-69" и "С-162".

В августе 1968 года в связи с событиями в Чехословакии в западной части Черного моря была развернута группа из трех подлодок - "С-46", "С-74" и "С-243". Осенью того же года на флоте впервые успешно была выполнена совместная ракетная стрельба подводными лодками "С-46" и "С-69".

7 февраля 1969 года подводная лодка "С-69" участвовала в специальном учении по определению боевых возможностей ракетоносца по нанесению ракетного удара в минимально короткий срок. В этом выходе подлодки участвовал и новый командующий ЧФ - вице-адмирал В.Сысоев.

Впоследствии подлодка была передана в состав 131-го дивизиона подводных лодок 66-й бригады кораблей ОВРа с базированием на Одессу. 1 марта 1975 года 131-й днпл был выведен из её состава и включен в 14-ю дивизию без изменеия дислокации. При этом подводная лодка "С-46" числилась как находившаяся в строю, в отличии от остальных 13 дпл, находившихся в консервации в этом дивизионе.

28.06.1977 г. была исключена из состава флота и передана ОФИ. Впоследствии была разделана на металл в Инкермане.

Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Э.Геек.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте