| ТТД:Водоизмещение (надводное/подводное): 
1080/1350 т.
 Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м.
 Скорость 
хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов.
 Глубина погружения: рабочая 170 
м, предельная 200 м.
 Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой 
353 миль.
 Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 
2х50 л.с. электродвигателя экономического хода
 Вооружение: 4 носовых + 2 
кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались 
вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 
СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 
2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято).
 Экипаж: 
52 чел.
 
 История подлодки:Подводная лодка проекта 613В
 Первой 
послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ 
СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, 
разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы 
по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей 
характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. 
Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над 
пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), 
Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было 
предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности 
плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.  Проектирование 
поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - 
Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен 
капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, 
а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При 
разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких 
ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного 
хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных 
аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед 
к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. 
Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" 
и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское 
вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм 
автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было 
снято.  По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус 
- цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных 
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", 
причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки 
отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют 
отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость 
обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. 
Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. 
Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. 
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из 
меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. 
Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда 
было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной 
практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в 
кормовой оконечности корабля.  Главная энергетическая установка лодки включала 
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных 
ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и 
число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой 
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы 
линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели 
экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные 
текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода.  Перископы, 
РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический 
привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной 
дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным 
в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов 
установлены сточные баллоны.  Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным 
методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить 
340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности 
постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских 
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве 
и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей 
простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной 
из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному 
подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект 
ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи 
и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.  Лодки этого проекта 
использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые 
из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты.  Подводная 
лодка "С-74" была заложена 26.02.1953 г. в Николаеве на Черноморском 
судостроительном заводе (№ 444), заводской номер 412. Спущена на воду 31.07.1953 
г., вступила в строй 24.11.1953 г. Переоборудована по проекту 613В. Входила 
в состав 155 Бригады ПЛ. Всего выполнено 11 БС;1964 - БС у пролива 
Босфор;
 1964 - БС в Средиземном море совместно с "С-70" с 10.11.1964 
г. 18.12.64 обе ПЛ вышли из Средиземного моря в Лиепаю куда и прыбыли 29.12.1964 
г. для навигационного ремонта.
 1965 - завершив ремонт в Лиепае, совместно 
с "С-70" вышла 15.04 в Средиземное море и 20.06 прибыла в Балаклаву;
 1966 - неудачная торпедная стрельба на первенство ВМФ совместно с "С-66" 
и "С-100", оценка - "неудовлетворительно";
 1968 - раэвертывалась 
в западной части Черного моря в связи с событиями в ЧССР.
 1970 - участвовала 
в маневрах "Океан".
 1971 - участвовала в КШУ "Юг".
 1978 - проверка боевой готовности ГОУ ГШ ВС СССР.
 
 Награды:1960 
- посетил ГК ВМФ С.Г. Горшков. Оценка - "хорошо";
 1966 - Приз ГК 
ВМФ по поиску и атаке ПЛ совместно с "С-66", "С-100", "С-230" 
и противолодочной авиацией;
 1968 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным 
стрельбам совместно с "С-66", "С-70", "С-234";
 1969 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам совместно с "С-66", 
"С-70", "С-100";
 1970 - первое место среди ПЛ ЧФ по поиску 
и атаке ПЛ совместно с "С-76", "С-157" и противолодочной авиацией;
 1971 - вручено переходящее Красное знамя Запорожского обкома ЛКСМУ;
 1972 - 
второе место в ВМФ по поиску и атаке ПЛ совместно с "С-96", "С-100" 
и противолодочной авиацией;
 1978 - лучшая ПЛ ЧФ по состязательным торпедным 
стрельбам;
 1978 - признана лучшей ПЛ 14 ДиПЛ ЧФ;
 1982 - награждена переходящим 
Красным знаменем Военного совета ЧФ;
 1983 - награждена переходящим Красным 
знаменем Военного совета ЧФ;
 1988 - первое место среди ПЛ ЧФ в конкурсе на 
лучший быт;
 1989 - второе место на ЧФ в смотре-конкурсе на лучший корабль 
по морской культуре.
 19.04.1990 г. подводная лодка "С-74" была 
исключена из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 
разные годы "С-74" командовали:В.Фёдоров,
 Е.Чукарин,
 А.Чадович,
 В.Полиневский,
 Л.Казлаускас,
 Г.Паршин,
 П.Саватеев,
 В.Смирнов,
 В.Перепелов.
 |