Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
     
   Подводная лодка "Щ-214" 
 
Щ-214
 
Щ-214
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708 т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка - 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с. электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная - 90 м.
Экипаж: 40 человек.

История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.

Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода; вооружение при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

Подводная лодка "Щ-214" была заложена 13.07.1935 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 23.04.1937 г. спущена на воду, 10.04.1939 г. вошла в состав Черноморского флота.

До начала августа 1941-го Щ-214 (капитан-лейтенант Г.П.Апостолов, с 20.7.1941 капитан-лейтенант В.Я.Власов) проходила текущий ремонт в Николаеве и Севастополе. В сентябре (12-30.9.1941) для тренировки субмарина выходила в дозор к мысу Сарыч. Далее последовали перебазирование в Туапсе и первый поход на вражеские коммуникации между Босфором и Бургасом (30.10-18.11.1941). Власов и обеспечивавший его действия комдив Б.А. Успенский предприняли весьма энергичные усилия по поиску кораблей у берега, что быстро принесло результаты. 3 ноября, в первую же ночь нахождения на позиции, была досмотрена и отпущена турецкая шхуна, однако при попытке досмотреть вторую наши подводники применили силу. Увидев подводную лодку, капитан турецкой шхуны "Кайнакдере" (85 брт) включил отличительные огни, но ход не застопорил. Судно сочли вражеским и потопили восемью выстрелами из носовой пушки. Таким образом, "Кайнакдере" стало первым из 14 турецких судов, уничтоженных черноморскими подлодками в Великой Отечественной войне. Утром 4-го "щука" безрезультатно выпустила торпеду по одиночному судну, но вечером следующего дня добилась выдающегося успеха. Обнаружив крупный транспорт, шедший без от­личительных огней, Власов решительно вышел в атаку в надводном положении, и в 21.38 поразил цель торпедой. Ею оказался итальянский танкер "Торчелло" (3336 брт), который лишь немного не дошел до точки рандеву с румынскими эсминцами. Потеряв второй танкер (первый - "Суперга" - был потоплен Щ-211 еще 29 сентября), итальянское командование до весны 1942 года отказалось от посылки наливных судов в Черном море.

Следующий поход в этот же район субмарина совершила в декабре-январе (18.12.1941-6.1.1942). Единственное встреченное на позиции судно - 100-тонная турецкая шхуна - было потоплено артиллерией в новогоднюю ночь после того, как, увидев подводную лодку, погасило отличительные огни и попыталось уйти. Само плавание проходило в штормовых условиях, приведших, в конечном итоге, к поломке валопровода вертикального руля.

По прибытию в базу обнаружились и другие повреждения. Ремонтировали субмарину до конца мая. Затем лодку вновь направили к Босфору (23.5-12.6.1942), так как имелись агентурные данные о том, что в Черное море следуют итальянские танкеры "Альбаро" и "Селено". Днем 26 мая Власов обнаружил цели, но из-за невыгодной позиции выйти в атаку не смог. На границе турецких тервод суда встречались с румынскими эсминцами, которые легко отогнали назойливую "щуку", попытавшуюся было выйти в атаку в надводном положении. 29-го субмарина перешла на трассу Босфор-Бургас. На протяжении пяти дней Власов досмотрел и уничтожил подрывными зарядами три болгарские шхуны (29, 31.5 и 2.6), причем с двух из них захватил капитанов и судовые документы (вопреки донесению Власова, все три потопленные им шхуны зарубежные историки считают турецкими).

Уже через пять дней после возвращения из похода Щ-214 вышла с 30 т боеприпасов и продовольствия для защитников Севастополя. В ночь на 19 июня лодка прибыла к месту назначения, оперативно разгрузилась и сразу же легла на обратный курс. Вскоре после всплытия в районе м. Ай-Тодор субмарину обнаружил вражеский береговой наблюдательный пост, после чего из Ялты на ее перехват вышли два итальянских торпедных катера. Они быстро обнаружили "щуку" и, оставаясь незамеченными, произвели торпедные атаки. Торпеда, выпущенная с MAS-571, поразила подлодку в носовую часть. В течение минуты Щ-214 скрылась под водой, унеся на дно 38 членов экипажа. Итальянцам удалось подобрать из воды двух краснофлотцев: механика Н.В.Полтавцева и электрика Д.Ф.Плешакова. Из плена вернулся лишь последний, опубликовавший в сборнике "Витязи черноморских глубин" воспоминания под красноречивым названием "Погибал, но не погиб!".

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте