| ТТД:Водоизмещение: 1186 т.
 Размеры: длина - 90,9 м, ширина - 10,2 м, осадка 
                                - 2,87 м.
 Скорость полного хода: 29 узлов.
 Дальность плавания: 1950 миль при 14,5 узлах.
 Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 
                                2100 л.с.
 Вооружение: 3х1 100-мм артустановки Б-34-УСМА, 
                                2x2 37-мм зенитных артустановок АУВ-11М, 1x2 533-мм 
                                торпедный аппарат, 1 РБУ МБУ-200, 4 бомбомета 
                                БМБ-1, до 26 якорных мин.
 Экипаж: 168 чел.
 История корабля:Сторожевой корабль пр.50
 После Великой Отечественной войны отечетвенному 
                                ВМФ для дозорной службы и охраны небольших прибрежных 
                                конвоев требовались корабли небольшого водоизмещения. 
                                По личному указанию И.В. Сталина началась разработка 
                                тактико-технического задания (TT3) на новый СКР 
                                полным водоизмещением 1200 т.  Совет Министров ССР постановлением от 20 июля 
                                1950 г. утвердил это ТТЗ и обязал Министерство 
                                судостроительной промышленности и Военно-морское 
                                министерство закончить разработку эскизного проекта 
                                в сентябре п представить его на утверждение в 
                                СМ СССР в октябре 1950 г. Технический проект СМ 
                                СССР утвердил своим постановлением 31 августа 
                                1951 г. Главным конструктором СКР пр.50 на начальном 
                                этапе проектирования был Д.Д. Жуковский, затем 
                                (в СКБ-194) - В.И. Неганов, а с конца 1953 г. 
                                - Б. И. Купенский. Наблюдающим от ВМС назначили 
                                сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга В.С. Авдеева. Корабли пр.50 были гладкопалубпыми с значительной 
                                седловатостыо в носу, однотрубными, с одной треногой 
                                мачтой и двумя надстройками. Носовые образования 
                                корпуса по ватерлинии отличались значительным 
                                заострением, а шпангоуты выполнены с развалом 
                                у верхней палубы. Корабль делился на 12 водонепроницаемых 
                                отсеков поперечными переборками. Ко всем боевым 
                                постам и помещениям, за исключением бомбового 
                                погреба №6, мичманскою отсека и румпельного отделения, 
                                был обеспечен доступ без выхода личного состава 
                                на верхнюю палубу.  Рядовой и старшинский состав срочной службы (147 
                                чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом 
                                кубриках, 15 запасных мест предусматривалось на 
                                подвесных койках. Десять офицеров размещались 
                                в 7 каютах. В офицерских каютах имелось 4 запасных 
                                места для размещения флагманских специалистов. 
                                Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию. В качестве основного материала корпуса применили 
                                высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4 
                                и броневую марки 48ПМ. Набирался он по продольной 
                                системе, с установкой рамных шпангоутов, флоров 
                                и бимсов через 2-3 шпации (1000-1500 мм). Противоосколочной 
                                броней (толщина 7-8 мм) были защищены котельное 
                                и машинное отделения в районе 79,5—117,5 шп. по 
                                ширстреку и двум последующим поясьям нарушений 
                                обшивки, ходовая рубка, обвесы ходового мостика 
                                и шиты артиллерийских установок. Весь корпус был 
                                электросварной за исключением соединения ширстрека 
                                с палубным стрингером и съемных листов. По результатам 
                                ходовых испытаний общая и местная прочность корпуса 
                                СКР пр 50 были признаны удовлетворительными. Вибрация 
                                кормовой оконечности на всех ходах соответствовала 
                                нормам. Машинно-котельная установка располагалась в трех 
                                смежных по длине корабля отсеках. В котельном 
                                отделении стояли два котла КВГ-57/28, а в машинном 
                                два турбозубчатых агрегата ТВ-9 побортно и в третьем 
                                отсеке вспомогательных механизмов - кормовая электростанция 
                                (два турбогенератора 7Д-7/1 по 150 кВт, стояночный 
                                дизель-генератор ДГ 25/1-1 (25 кВт), вспомогательный 
                                котел и испарительная установка), там же располагалась 
                                и мастерская. Резервный дизель-генератор ДГ-100/1 
                                (100 кВт) размещался в носовой электростанции. 
                                На корабле применялся трехфазный ток (220 В, 50 
                                Гц).  Каждый турбозубчатый агрегат ТВ-9 состоял из 
                                однокорпуспой турбины переднего хода, активно-реактивного 
                                типа с расположенными в ней ступенями заднего 
                                хода, одпопроточного конденсатора (расположенного 
                                под турбиной идодь её оси), двухступенчатой двухопорпой 
                                зубчатой передачи и маневрового устройства. Агрегат 
                                ТВ-9 имел возможность пуска турбины из холодного 
                                состояния.  В ходе проведения госиспытаний серийных кораблей 
                                в турбинах периодически возникали поломки рабочих 
                                лопаток. Специальная комиссия под председательством 
                                профессора М. И. Гринберга видела причину этого 
                                в возникавших резонансных колебаниях лопаток на 
                                полных ходах (переднем и заднем). Дело в том, 
                                что завод-изготовитель и его СКБТ приняли повышенные 
                                (против ранее принимаемых в морском турбостроении) 
                                допускаемые напряжения, но не смогли обеспечить 
                                конструктивно и технологически качественное изготовление 
                                турбин. В апреле и сентябре 1954 г. специальным 
                                постановлением СМ СССР были определены меры, направленные 
                                на устранение дефектов турбозубчатого агрегата 
                                ТВ-9, и введено временное ограничение максимальной 
                                скорости хода до 25 уз. действовавшее до 1955 
                                г. Однако и в дальнейшем имели место неисправности 
                                на этих ГТЗА. Наведение артустановок Б-34-УСМА осуществлялось 
                                автоматически, при помощи дистанционного управления 
                                и вручную. Дальность стрельбы по горизонту составляла 
                                121,0 кб, досягаемость по высоте 15000 м. Начальная 
                                скорость снаряда достигала 900 м/с, л скорострельность 
                                - 15 выстр./мин и боезапас на ствол 220 выстр. 
                                (20 в кранцах первых выстрелов). Для управления их стрельбой использовалась система 
                                ПУС "Сфера-50" с системой дистанционного 
                                управления СССП-50, стабилизированным визирным 
                                постом СВП-42-50, с силовой наводкой АСП-50, системой 
                                гиростабилизации "Компонент". Пост СВП-42-50, 
                                совмещенный с антенным постом РЛС "Якорь", 
                                располагался на крыше штурманской рубки на высоте 
                                14,5 м от ватерлинии. Дальность действия оптического 
                                дальномера по морской цели достигала 126 кб. Дальность 
                                действия РЛС "Якорь" по морской цели 
                                - 180 кб, а по воздушной до 165 кб. Результаты 
                                испытаний показали, что СВП-42-50 надежно обеспечивал 
                                наведение орудий по морским и воздушным целям. 
                                Однако быстрый поиск и захват воздушной цели схема 
                                целеуказания по длительности работного времени 
                                ПУС (34-40 с) не обеспечивала. Новым в радиотехническом вооружении корабля по 
                                было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных 
                                целей РЛС типа "Линь", которая могла 
                                обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустической 
                                станции (ГАС) "Пегас-2". При скорости 
                                хода около 20 уз она могла обнаруживать ПЛ. находившуюся 
                                па перископной глубине на дальности 14 кб. а якорные 
                                мины и минные поля - 7 кб (по техническим условиям 
                                - 3 кб). Строительство кораблей пр.50 шло довольно быстро 
                                и к 1958 г. на трех заводах было построено 68 
                                единиц, из них ССЗ в Николаеве построил 20 единиц, 
                                служивших на ЧФ. Таким образом, в отечественном 
                                флоте впервые была построена такая крупная серия 
                                сторожевых кораблей.  В процессе постройки или при модернизации на 
                                многих кораблях менялось вооружение. Так, РЛС 
                                "Гюйс-1М4" заменили на РЛС "Фут-Н", 
                                РЛС "Якорь" - на РЛС "Якорь-М", 
                                РЛС "Линь" - на РЛС "Нептун-М", 
                                ГАС "Пегас-2" - на "Пегас-ЗМ". 
                                На кораблях пр. 50. модернизированных по варианту 
                                ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены 
                                две РБУ-2500 с общим боекомплектом 128 РГБ-25. 
                                В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие 
                                нагрузки масс. Для поддержания остойчивости на 
                                заданном уровне на кораблях последних модификаций 
                                и на модернизируемых пришлось размещать твердый 
                                балласт.  СКР пр.50 стали в отечественном ВМФ надводными 
                                кораблями второго (после ЭМ пр.30-бис) типа, которые 
                                поставлялись в дружественные страны: Болгарию, 
                                Финляндию, Индонезию. Сторожевой корабль "СКР-66" был зачислен 
                                в списки кораблей ВМФ 09.02.1956 г. и 10.02.1956 
                                г. заложен на стапеле судостроительного завода 
                                № 445 им. 61 коммунара в Николаеве (заводской 
                                номер №1138). Спущен на воду 30.05.1956 г., вступил 
                                в строй 29.09.1956 г. и 06.10.1956 г. включен 
                                в состав ЧФ.   15.05.1959 г. корабль был выведен из боевого 
                                состава, законсервирован и в Севастополе поставлен 
                                на отстой, но 26.08.1961 г. расконсервирован и 
                                вновь введен в строй.  С 15.12.1963 г. вторично находился сначала в 
                                Севастополе, с 10.09.1968 г. в Очакове и с 21.01.1975 
                                г. в Донузлаве на консервации, а 05.05.1989 г. 
                                исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ 
                                для разоружения, демонтажа и реализации. Позже 
                                разделан на металл в Севастополе. |