Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Спасательные суда

 
 
 
     
   Спасательное судно CC-15 
 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 569 т.
Размеры: длина - 58 м, ширина - 8,5 м, осадка - 2,3 м.
Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 3500 миль на 10 уз.
Силовая установка: дизельная, 2200 л.с., 2 вала.
Спец. снаряжение: водолазные станции, водолазный колокол, декомпресионные камеры, системы обеспечения ПЛ.
Экипаж: 77 чел.

История судна:
Спасательное судно пр.254С

Первым послевоенным морским тральщиком стал базовый тральщик пр.254 (позднее корабли данного проекта отнесли по классификации к МТЩ). ТТЗ на его проектирование было выдано в 1946 году в ЦКБ-363 (позже Западное ПКБ). Главным конструктором был назначен Г.М. Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. Проект, созданный в 1946 году, предусматривал освоение нового поточно-позиционного метода сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль в
отечественном ВМФ, выполненный полностью сварным.

Корабль имел полубачную архитектуру. Основным материалом корпуса служила судостроительная сталь марки Ст.4с. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всем протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли имели
второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки
пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков.

Суммарная мощность двух главных двигателей (дизелей типа 9Д) равнялась 2200 л с. и обес-
печивала скорость полного хода более 14 узлов. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное - 569 т. Скорость экономического хода равнялась 10 узлов. На этой скорости дальность
плавания была 3800 миль.

Корабли были построены крупной серией на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде и в Керчи на ССЗ "Залив". Головной МТЩ пр.254 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала
60-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. Большое количество тральщиков пр.254 было поставлено на экспорт (в основном, модификация пр.254К). Много кораблей этого проекта было переоборудовано в корабли вспомогательного назначения (водолазные, спасатели и т.д.).

Тральщик Т-78 был заложен 04.08.1952 г. по пр.254 в Керчи на ССЗ №532 (заводской №125), спущен на воду 01.03.1953 г., вступил в строй 30.09.1953 г., вошел в состав Черноморского флота.

Тральщик Т-78 после переоборудования в Севастополе на СРЗ №13 по пр.254С, был переклассифицирован в спасательное судно подводных лодок. 05.02.1958 г. получил новое название - СС-15.

Судно было оснащено необходимыми техническими и специальными средствами для обеспечения работы водолазов на глубинах до 250 метров и оказания помощи экипажу затонувшей подводной лодке методом свободного всплытия и с переходом в водолазный колокол. Судно базировалось на Керчь.

30.08.1976 г. спасательное судно было выведено из состава флота, и передано 8-му отряду Подводречстроя, где судно получило новое навзание - "Черноморец".

В 1993 г. продано частной фирме "Эпрон-В". В том же году оно было переоборудовано в транспортное судно, владелец - ООО "Нептун-центр", порт приписки - Ялта.

Судно "Черноморец" на протяжении нескольких лет совершало различные рейсы в акватории Черного моря.

Транспортное судно "Черноморец" совершало очередной чартерный рейс Синоп-Феодосия. 04.12.2001 г. "Черноморец" вышел из Синопа (Турция) в хорошую погоду, метеоцентр не обещал никаких перемен. Но около 18.00 судно было накрыт так называемым турецким циклоном. Поднялся сильный ветер, волны достигали пяти метров.

Роковую роль в судьбе судна сыграло не небрежное, а наоборот - слишком добросовестное отношение к грузу (о чем рассказали спасенные матросы). Груз был закреплен на палубе надежно. Судно развернуло ударом волны, после следующего удара "Черноморец" "потерял ватерлинию", т.е. завалился на один борт. Если бы груз был закреплен плохо, его бы снесло за борт, и судно бы выровнялось. По словам Шапкина, понимая, что надвигается неотвратимое, капитан приказал экипажу эвакуироваться.

Игорь Яйлоян, старпом и рулевой остались в капитанской рубке, а моторист - в моторном отсеке, чтобы вместе как можно дольше удерживать судно, уже потерявшее управление, на плаву. Когда 15 членов экипажа перебрались на плоты, в "Черноморец" ударила очередная волна, он перевернулся и сразу пошел на дно. Капитан, старпом и четверо матросов погибли.

В течение следующего дня на турецкий теплоход "Капитан Аслан-Ват-Оглу" из аварийных плотов было подобрано 13 человек, еще двух подобрал сирийский теплоход "Хасан". В течение дня поисковые работы осуществляли теплоход и самолет службы береговой охраны Турции.

Спасатели украинского поисково-спасательного судна "Сапфир", осуществлявшие поиски, в районе катастрофы обнаружили 2 спасательных плота, спасательный круг и фрагменты груза.

Комиссия по расследованию обстоятельств гибели сухогруза, назначенной министром транспорта Украины, пришла к выводу, что перегруз "Черноморца", затонувшего в Черном море, достигал более 200 тонн. Загрузка судна осуществлялась экипажем, размещением груза руководил капитан. По словам спасшихся моряков, бортовое радиооборудование Глобальной морской системы связи в случае бедствия и обеспечения безопасности не было приведено в рабочее состояние, так как после значительного крена члены экипажа покинули судно. Аварийный радиобуй космической спутниковой системы, в нарушение требований, находился в рубке. Поэтому после затопления теплохода сигнал бедствия не был подан.

Этим судном в разное время командовали:
- капитан-лейтенант Шадров.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте