ТТД: Водоизмещение: 115 т. Размеры: длина
- 28,5 м, ширина - 5,5 м, осадка - 1,7 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: 900 миль при 9 узлах. Силовая установка: 1 дизель 6ЧСП23/30,
450 л.с., 1 вал. Экипаж: 22 чел. История судна: Водолазный
морской бот пр.522 Для проведения подводных работ небольшой сложности и
в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные боты
различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные
катера приспособленные для этого. Один из специальных проектов - водолазный
бот пр.522 (проект ЦКБ-19) строительство которого продолжалось с 1953 по 1960
годы. Всего для ВМФ было построено более 60 ботов. Полное водоизмещение их составляло
115 тонн, скорость хода 10 узлов. Оборудование включало одну водолазную станцию
с допустимой рабочей глубиной в 60 м, декомпрессионную камеру, а так же грузовую
стрелу грузоподъемностью 1,5 т. Водолазный морской бот "ВМ-108"
был построен в 1958-м году на Ярославском судостроительном заводе. Вошел в состав
Черноморского флота. Изначально водолазный бот был приписан к Керченско-Феодосийской
ВМБ. За долгие годы поисково-спасательной деятельности за кормой "ВМ-108"
водолазными специалистами произведено свыше 4 тысяч глубоководных спусков с общим
временем свыше 6,5 тысяч часов (более 270 суток жизни под водой). За это время
обследовано более 40 тысяч кв. метров причального фронта и морской акватории. "ВМ-108"
был задействован практически во всех судоподъемных работах по очистке акватории
Цемесской бухты от затонувших объектов и поисково-спасательных мероприятияхв том
числе и операцию на месте трагедии, затонувшего в районе Новороссийска 31 августа
1986 года парохода "Адмирал Нахимов". Решением правительственной
комиссии было сформировано две экспедиции - от Черноморского флота и Черноморского
морского пароходства. "ВМ-108" в составе экспедиции Черноморского флота
2 сентября прибыл на место трагедии. Задача - обследовать все помещения парохода
от миделя (110-й шпангоут) в корму и извлечь из них тела погибших. Военным морякам
был определен значительно более сложный по объему участок - на восьми палубах
кормовой части парохода размещалось 184 пассажирские каюты, 77 кают команды, 106
служебных помещений, 30 гальюнов и умывальных комнат, 38 ванных и душевых, 6 баров,
салонов и буфетов, 3 ресторана, 15 вестибюлей, 47 трапов, 785 погонных метров
коридоров. В ходе поисково-спасательной операции было задействовано около
100 водолазов ВМФ. За весь период работ со 2 по 19 сентября они провели 568 спусков
с общим временем нахождения водолазов под водой 1360 часов 30 минут. Всего ими
осмотрены 253 помещения. В результате проделанной работы в районе катастрофы общими
силами спасателей были подняты тела 279 погибших, из них водолазами экспедиции
ЧФ - 129. С 1996 года "ВМ-108" вошел в состав Новороссийской ВМБ. В
настоящее время входит в состав Новороссийского 314-го отряда аварийно-спасательных
судов, активно используется в деятельности Черноморского флота. |