| ТТД:Водоизмещение: 300 т.
 Размеры: длина 
- 40,9 м, ширина - 8 м, осадка - 2,02 м.
 Скорость полного хода: 12 узлов.
 Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах.
 Силовая установка: дизельная, 
600 л.с., 2 вала.
 Экипаж: 24 чел.
 История судна:Водолазное 
морское судно пр.535
 Для проведения подводных работ небольшой сложности 
и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные 
боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные 
катера приспособленные для этого. В 70-е гг. ХХ века была построена серия водолазных 
ботов пр.535, разработанных Западным ПКБ, с полным водоизмещением в 300 т. Эти 
боты оснащались двумя водолазными станциями и другим оборудованием для производства 
подводных работ на глубинах до 60 м, а так же грузоподьемной стрелой на 2,5 тонны. 
 Конструктивно представляет из себя стальное двухвинтовое водолазное морское 
судно с гладкой палубой, со значительной седловатостью в носу, с рубкой в средней 
части и машинным отделением, смещенным в корму, с наклонным носом и транцевой 
кормой. Система набора корпуса судна смешанная: днище в средней части и палуба 
- продольная, борта и платформа - поперечная. Силовая установка представляет из 
себя два четырёхтактных быстроходных дизеля 3Д12 мощностью по 300 лс.с, с реверс-редукторами, 
гребные винты - два четырёхлопастных винта фиксированного шага диаметром 1170 
мм. На судне предусмотрено буксирное устройство для буксировки самого судна и 
буксировки других судов. Противопожарные средства представлены одним электронасосом 
производительностью 40 куб.м/ч, а так же одним насосом забортной воды производительностью 
10 куб.м/ч. Навигационное оборудование судна - радиолокатор "Донец-2" 
и радиопеленгатор "Рыбка". Для лечебной рекомпрессии в водолазном посту 
имеется рекомпрессионная камера с предкамерой диаметром 1200 мм. Автономность 
этих судов составляет 10 суток. Всего по этому проекту на Гороховецком ССЗ в период 
с 1970 по 1983 года было построено 20 судов. Водолазное морское судно ВМ-413 
было построено на Гороховецком ССЗ (заводской №101), вступило в состав флота в 
декабре 1970 г., являясь головным судном своего проекта. В 1971 г. судно 
участвовало в поднятии стотонного плавучего крана, затонувшего в устье Черной 
речки. В 1972 г. найден на дне Каркинитского залива и поднят истребитель времен 
Великой Отечественной войны Як-8, в бухте Карантинная поднят затонувший торпедный 
катер. В 1973 г. в районе м. Пицунда судном осуществлен успешный водолазный 
поиск, остропка и подъем самолета Ту-16. В 1975 г. в районе мыса Фиолент судном 
был найден и поднят на поверхность немецкий средний танк. В 1975 г. водолазное 
судно ВМ-413 высаживало свою аварийно-спасательную группу и вместе с другими спасательными 
судами оказывало помощь противолодочному крейсеру "Москва" в борьбе 
с пожарами и за непотопляемость и большому противолодочному кораблю "Керчь" 
в борьбе за живучесть. Водолазы судна обследовали и ремонтировали донно-забортную 
арматуру этих аварийных кораблей.
 C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й 
дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов.  Судно находилось в 
зоне боевых действий в периоды:- 17.05.1983 г. - 05.11.1983 г. (Эфиопия, 
о.Дахлак);
 - 04.05.1984 г. - 16.11.1984 г. (Сирия, п.Тартус);
 - 01.07.1990 
г. - 01.03.1991 г. (Эфиопия, о.Дахлак).
 За мужество и отвагу, проявленные 
при выполнении специального задания командования, командир " ВМ-413 старший 
мичман Бирюков Александр Константинович Указом Президиума Верховного Совета СССР 
от 26.08.1988 г. был награжден медалью "За боевые заслуги". В 
1991 г. под артиллерийским и оружейным огнем сепаратистов ВМ-413 по распоряжению 
командования восьмой эскадры ВМФ вышел из района архипелага и продолжал еще некоторое 
время выполнять задачи боевой службы в северной части Индийского океана. В 
1998 г. судно было переведено на гражданский штат. В 1999 г. экипаж судна 
в составе других судов спасательного отряда принимал участие в тушении пожара 
на ремонтирующемся в заводе имени С.О. Орджоникидзе большом противолодочном корабле 
"Очаков". В 2000 г. судном было выполнено водолазное обследование большого 
десантного корабля "Николай Фильченков" после взрыва на его борту боезапаса. 
 01.08.2001 г. судно вошло в состав сформированного 255-го дивизиона 37-й 
бригады аварийно-спасательных судов. 27.08.2001 г. ВМ-413 оказывал помощь 
в борьбе за непотопляемость малому противолодочному кораблю "Касимов". 
 В ночь на 01.03.2003 г. судно по тревоге вышло из базы. В Севастопольской 
бухте плавучий причал №30а, обеспечивающий нормальное функционирование плавучих 
доков ПД-88 и ПД-30, в результате неправильных действий обслуживающего персонала 
начал принимать воду в отсеки. Его затопление грозило надолго вывести из строя 
оба плавучих дока. В результате тяжелого круглосуточного труда в течение трех 
суток, плавучий причал и оба дока были спасены. Водолазное морское судно 
ВМ-413 было списано в 2009 году, длительное время находилось на отстое у причала 
в б.Стрелецкая (Севастополь). В апреле 2014 г. судно было разделано на металл 
в Инкермане. Этим судном в разное время командовали:- лейтенант М. 
Ткачев;
 - старший лейтенант А. Ананян;
 - старший мичман А. Мичурин;
 - старший мичман П. Прибора;
 - старший мичман Н. Клименко;
 - старший мичман 
А. Ершов;
 - старший мичман А. Бирюков;
 - старший мичман М. Чернощеков;
 - старший мичман В. Воронцов;
 - капитан В. Войников.
 |