|  
                               ТТД: 
                                Водоизмещение: 1490 т. 
                                Размеры: длина - 62,2 м, ширина - 10,4 м, осадка 
                                - 4,6 м. 
                                Скорость полного хода: 14,2 узла. 
                                Дальность плавания: 2150 миль при 8 узлах, 680 
                                миль при 14,2 узлах. 
                                Силовая установка: 2 паровых машины, 1400 л.с., 
                                2 вала.  
                                Вооружение: 425 (350 после 1912 г.) мин заграждения, 
                                4х1 47-мм орудия; после 1915 г.: 2х1 75-мм, 4х1 
                                47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта; после 1919 
                                г.: 3х1 75 мм орудия 
                                Экипаж: 226 чел.  
                              История корабля: 
                                Минный транспорт типа "Буг" 
                              Успешный опыт применения морского минного оружия 
                                в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вызвал 
                                повышенное внимание со стороны руководства русского 
                                императорского флота к разработке методов ведения 
                                миной войны в акваториях и способам постановки 
                                минных заграждений. Планировалось устанавливать 
                                минные заграждения двух видов. В первом случае 
                                минные заграждения устанавливались в акваториях 
                                своих баз, крепостей и портов с целью затруднить 
                                или исключить вовсе выход корабельных соединений 
                                противника на удобные для артиллерийского обстрела 
                                позиции. Такие заграждения устанавливались, как 
                                правило, заблаговременно или же вообще в мирное 
                                время на основе гидрографических замеров и были 
                                управляемыми с береговых минных станций. Установка 
                                минных заграждений второго типа планировалось 
                                в период активной фазы боевых действий в акваториях 
                                портов противника, в районах сбора и маневрирования 
                                его эскадр, а также на транспортных коммуникациях. 
                                Такие минные поля устанавливались скрытно, без 
                                проведения предварительных гидрографических исследований 
                                свойств водных районов и должны были быть автономными, 
                                т.е. срабатывать автоматически при контакте с 
                                корпусом корабля противника.  
                              Проблема автономности решалась применением усовершенствованных 
                                гальваноударных сфероконических и сферических 
                                мин системы Герца, установка же активных минных 
                                заграждений на заданную глубину, без предварительных 
                                промеров вызывала некоторые затруднения, которые 
                                были преодолены с помощью оригинальных изобретений 
                                сделанных рядом офицеров русского флота в конце 
                                XIX века.  
                              В 1888 г. в рамках кораблестроительной программы 
                                1885 г. Морским министерством был объявлен конкурс 
                                на проект и постройку минного транспорта. При 
                                рассмотрении проектов, представленных на конкурс 
                                в 1889 г. лучшим был признан проект шведской фирмы 
                                "Zindhozmen" (г. Гетеборг). В том же 
                                году фирма получила заказ от русского морского 
                                министерства на постройку серии из двух кораблей 
                                в соответствии с представленным проектом. Оба 
                                корабля были заложены в январе 1891 г. на гетеборгской 
                                верфи. 30 мая того же года были зачислены в корабельный 
                                состав Черноморского флота под названиями "Буг" 
                                и "Дунай". 
                              13.11.1891 г. минный транспорт "Дунай" 
                                был спущен на воду, а 20.04.1893 г. вступил в 
                                строй в составе практической эскадры Черноморского 
                                флота.  
                              С 10.10.1907 г. корабль проходил службу в минной 
                                дивизии Черноморского флота в качестве минного 
                                заградителя. С августа по декабрь 1913 г. на Севастопольском 
                                судоремонтном заводе прошел капитальный ремонт, 
                                в ходе которого были заменены конструктивные элементы 
                                верхней и жилой палуб, а также водогрейные трубки 
                                паровых котлов.  
                              В период первой мировой войны действовал в составе 
                                отряда кораблей по охране северо-западного водного 
                                района Черного моря. В 1915 г. проходил текущий 
                                ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, 
                                в ходе которого на "Дунае" были дополнительно 
                                установлены две 75 мм и одно 50 мм орудия.  
                              В апреле 1918 г. был поставлен на хранение в 
                                порту г. Севастополя. В течении года был захвачен 
                                немецкими войсками, а затем перешел в руки английской 
                                военной администрации. В апреле 1919 г. после 
                                снятия с хранения и ремонта был включен в состав 
                                Морских сил Юга России. При эвакуации русской 
                                армии из Крыма был оставлен в Севастопольском 
                                порту и 14.11.1920 г. был захвачен войсками РККА. 
                               
                              В декабре 1920 г. был включен в корабельный состав 
                                Морских сил Черного моря (МСЧМ) РККФ в качестве 
                                минного заградителя. Со второй половины 1921 по 
                                январь 1922 г. проходил очередной ремонт на Севастопольском 
                                судоремонтном заводе, после которого 14.02.1922 
                                г. вновь включен в состав флота в качестве транспорта. 
                                С 03.08.1922 г. после необходимого переоборудования 
                                вновь использовался в качестве минного заградителя. 
                                31.12.1922 г. корабль был переименован и стал 
                                называться минный заградитель "1 мая". 
                               
                              К 29.10.1924 г. был выведен из боевого состава 
                                МСЧМ и переоборудован в гидрографическое судно. 
                                С 28.04.1928 г. вновь переоборудован и включен 
                                в состав отряда кораблей охраны водного района 
                                главной военно-морской базы МСЧМ.  
                              01.01.1932 г. получает наименование "Гидрограф" 
                                и используется в качестве гидрографического судна. 
                                В 1934 г. выводится из состава Черноморского флота 
                                и ставится на хранение. 04.06.1940 г. снимается 
                                с хранения и передается в состав гидрографической 
                                службы Черноморского флота. 
                              04.11.1941 г. гидрографическое судно "Гидрограф" 
                                на буксире сторожевого корабля "Петраш" 
                                вышло из Севастополя в Туапсе. В 15 ч. 08 м. корабли 
                                зашли в порт г. Ялты. Почти сразу же после выхода 
                                из порта корабли были атакованы авиацией противника. 
                                В результате повреждений, полученных от разрывов 
                                бомб, на "Гидрографе" возникла течь, 
                                поступление воды остановить не удалось, и он затонул 
                                в 19 милях к востоку от Ялты. Потерь среди команды 
                                удалось избежать. 
                               |