|  
                               ТТД: 
                                Водоизмещение: 500 т. 
                                Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка 
                                - 2,2 м. 
                                Скорость полного хода: 18 узлов. 
                                Дальность плавания: 3000 миль. 
                                Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.  
                                Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм 
                                орудие 21-К, 1 37-мм орудие, 3х1 12,7-мм пулемета, 
                                20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал 
                                Шульца, 1 параван-трал, 1 змейковый трал. 
                                Экипаж: 56 чел.  
                              История корабля: 
                                Базовый тральщик пр.3 
                              Проектирование первого советского базового тральщика 
                                пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения 
                                тактико-технического задания на его создание в 
                                1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический 
                                - в 1932 г. Главным конструктором корабля был 
                                Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского 
                                Флота, внесшими большой вклад в создание корабля 
                                пр. 3 и его дальнейших модификаций, были В. С. 
                                Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.  
                              Постройка тральщиков была начата на Севастопольском 
                                заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству 
                                серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная 
                                верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли 
                                в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в 
                                состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского. 
                               
                              Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта 
                                строительства тральщиков дореволюционной постройки 
                                типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших 
                                себя при тралении. Новые базовые тральщики имели 
                                по сравнению с ними более эффективное тральное 
                                вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках 
                                так же было установлено противолодочное вооружение 
                                (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство 
                                для приема и постановки мин. Вместо паровой машины 
                                мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей 
                                мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла 
                                с 400 до 3000 миль. 
                              В совокупности новые решения, принятые на корабле 
                                пр.3, давали ему значительные преимущества перед 
                                тральщиками дореволюционной постройки и являлись 
                                значительным шагом вперед по сравнению с кораблями 
                                этого класса времен первой мировой войны. Корабль 
                                пр. 3 послужил прототипом для создания базовых 
                                тральщиков отечественного Военно-Морского Флота 
                                пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов 
                                возлагались следующие задачи: разведка, контроль 
                                и траление фарватеров и минных полей; проводка 
                                отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка 
                                минных полей и борьба с подводными лодками.  
                               
                              Тральщик "Груз" был заложен в Севастополе 
                                на Севастопольском морском заводе в марте 1934 
                                г. (заводской №69), спущен на воду 21.09.1935 
                                г., сдан 25.07.1937 г., поднял флаг ВМФ 24.08.1937 
                                г. 
                              25.07.1939 г. по общей классификации кораблю 
                                дан тактический номер "Т-403" ("БТЩ-403"). 
                               С 25.07.1940 г. тральщик использовался как опытный 
                                корабль по испытанию новых способов и систем минного 
                                дела.  
                              В начале Великой Отечественной войны участвовал 
                                в защите морских коммуникаций, обороне Одессы, 
                                Севастополя. 19.07.1942 г. получил бортовой номер 
                                «12» 
                              27.02.1943 г. тральщик стоял на якоре на расстоянии 
                                3,5 кабельтовых от берега в районе Мысхако, на 
                                глубине 15 метров. На верхней палубе находилось 
                                250-270 бойцов с оружием, боеприпасы и продовольствие. 
                               
                              В 23 ч. 25 мин. корабль подвергся нападению со 
                                стороны немецких торпедных катеров. После попадания 
                                торпеды с немецкого торпедного катера (командир 
                                - капитан-лейтенант Христиансен, 1-я флотилия 
                                торпедных катеров, маневровая база - Керчь), возник 
                                крен до 30° на левый борт и дифферент на корму, 
                                началось поступление воды в кормовые помещения. 
                                Отдельные листы настила были задраны вверх. Листы 
                                при этом разошлись на 80-150 мм и были загнуты 
                                вверх. 37-мм автомат вместе с банкетом и фундаментом, 
                                45-мм полуавтомат, тральная лебедка и кран взрывом 
                                сорваны с мест и выброшены за борт.  
                              Для выравнивания возникшего крена командир корабля 
                                приказал находившимся на палубе бойцам перейти 
                                с грузом на правый борт. Это уменьшило крен до 
                                15°. В кормовое машинное отделение поступала вода, 
                                которую откачивали эжектором. Для перевозки оставшихся 
                                на борту бойцов подошли десантный бот и шхуна. 
                                Когда основная часть бойцов сошла с правого борта, 
                                крен на левый борт начал быстро увеличиваться. 
                                Видя безвыходное положение, командир отдал приказ 
                                оставить корабль.  
                              В 23 ч. 40 м. с корабля был дан последний сигнал: 
                                "Немедленно выслать буксиры, тральщик тонет". 
                                Борьба за непотопляемость продолжалась еще 10 
                                минут, после чего "Груз" опрокинулся 
                                на левый борт и затонул с креном на левый борт. 
                                Форштевень был виден из воды еще 20 минут, затем 
                                исчез под водой и он. 
                               
                              Имя тральщика увековечено на "Мемориале 
                                героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", 
                                сооруженном на площади Нахимова в Севастополе 
                                в 1967 г. 
                              В 70-х годах ХХ века обломки тральщика были обнаружены 
                                аквалангистами из Новороссийска. На поверхность 
                                подняли 37-мм зенитное орудие (находится на открытой 
                                площадке в районе Малой земли), а также большое 
                                количество боеприпасов и стрелкового оружия. То, 
                                что данный объект является тральщиком "Груз", 
                                подтверждает найденная корабельная рында с надписью 
                                "Груз". Корпус судна, по их описанию 
                                полностью разрушен, на большой площади разбросаны 
                                фрагменты набора.  
                               |