|   ТТД:  Водоизмещение: 873 т.  Размеры: длина 
- 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м.  Скорость полного хода: 17 узлов.  
Дальность плавания: 2700 миль при 12 узлах.  Силовая установка: 2 дизеля М-503Б, 
5000 л.с., 2 винта в насадках.   Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230, 
2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2 реактивных бомбомета РБУ-1200, тралы.  Экипаж: 
68 чел.  История корабля:  Морской тральщик пр.266М Корабли 
проекта 266 (шифр "Аквамарин") стали первыми отечественными морскими 
тральщиками с минимальными собственными физическими полями. Головной в серии тральщик 
вошел в состав советского Военно-Морского Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных 
мин с магнитными взрывателями на тральщиках проекта 266 при формировании корпуса 
и фундаментов были применены маломагнитные стали. Механизмы, вооружение, устройства 
и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Было установлено размагничивающее 
устройство и устройство, компенсирующее поле от вихревых токов в корпусе при бортовой 
качке. Для защиты от неконтактных мин с акустическими взрывателями предусматривалась 
оклейка фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров 
демпфирующим резиновым покрытием, установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие 
амортизаторы; монтаж гибких вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных 
винтов регулируемого шага большого диаметра, а также установка малошумных механизмов 
и оборудования.  Притивоминное вооружение (электромагнитный, широкополосной, 
акустический и контактный тралы, большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить 
траление мин на глубинах моря от 25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало 
два 30-мм автомата АК-230М с РЛС управления "Рысь". В качестве средства 
обнаружения мин была установлена специальная ГАС "Лань". Для решения 
задач ПЛО, а также уничтожения мин предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые 
устанавливались только на некоторых кораблях.  Всего с 1963 по 1971 годы 
было построено 40 кораблей этого. Головной корабль был включен в состав ВМФ в 
1963 году. К недостаткам этого проекта относят отсутствие средств поиска и обнаружения 
донных мин.  Устранение отмеченных недостатков проекта 266 было осуществлено 
в ходе модернизации его по проекту 266М (шифр "Аквамарин"). Было предусмотрено: 
замена электромагнитного трала обычного типа на глубоководный, с новой аппаратурой 
управления; принятие трала для уничтожения активных мин; установка трехканального 
широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя мин, а также 
комплексного искателя-уничтожителя мин, размещение ГАС "Мезень" для 
обнаружения донных мин. Для снижения акустического поля корабля предусматривалась 
установка главных двигателей на вибродемпфирующие продольные балки, а гребных 
винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие насадки.  Эти и другие 
вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению длины и полного водоизмещения. 
В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов 266 и 266М были размещены ПЗРК 
"Стрела-3". Головной корабль проекта 266М "Семен Рошаль" был 
сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было построено по этому проекту 32 корабля. 
 Морской тральщик "Разведчик" был заложен 12.12.1975 г. на Средне-Невском 
ССЗ в Ленинграде (зав.№ 950), 24.12.1976 г. спущен на воду, 30.06.1977 г. вступил 
в строй и вошел в состав Черноморского флота. Корабль неоднократно участвовал 
в боевых службах в Персидском заливе, Красном море, Атлантике. Так, за период 
январь-август 1990 года МТЩ "Разведчик" неоднократно выполнял боевое 
траление миноопасных районов Красного моря. Осуществил 29 проводок за тралами 
и конвоирование гражданских судов в Красном море, всего провел 52 судна. Из них 
11 конвоев проводились под обстрелом реактивных снарядов, с занятых эритрейцами 
островов.  14 мая 1990 года в Красном море танкер "Интернационал" 
шедший в охранении МТЩ "Разведчик", был атакован 4 катерами, оснащенными 
106-мм орудиями. Моряки тральщика открыли заградительный огонь - стреляли его 
кормовая артустановка, малая зенитная артиллерия и два крупнокалиберных пулемета 
ДШК "Утес" (образца 1943 года), установленных на тыльной стороне мостика. 
Кроме того, в бой вступили автоматчики из группы огневого противодействия. Ранение 
в ногу получил гидроакустик старшина 2 статьи Игорь Швец, ведший огонь из ДШК 
"Утес". Огнем старшины 1 статьи Александра Невзрачного был взорван один 
катер. Бой длился с 4.48 до 4.56, всего 8 минут. За это время тральщик израсходовал 
четыре с половиной из шести тонн боезапаса, имевшегося на борту.  По результатам 
боевых служб 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а 
сам корабль был награжден Вымпелом МО СССР "За мужество".   В 
ходе раздела Черноморского флота был передан ВМС Украины 05.08.1997 г., где он 
был переименован 24.08.1997 г. в "Черкассы" (бортовой U311).  26.03.2014 
г. тральщик "Черкассы", находясь на оз.Донузлав, спустил украинский 
и поднял российский флаг. В октябре 2014 г. корабль был отбуксирован в Севастополь, 
где он находится по настоящее время на хранении. Этим кораблем в разное 
время командовали:  - капитан 3 ранга В.И.Носенко.  |