|  
                               ТТД: 
                                Водоизмещение: 500 т. 
                                Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка 
                                - 2,2 м. 
                                Скорость полного хода: 18 узлов. 
                                Дальность плавания: 3000 миль. 
                                Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.  
                                Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм 
                                орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 
                                мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 1 параван-трал, 
                                1 змейковый трал. 
                                Экипаж: 56 чел.  
                              История корабля: 
                                Базовый тральщик пр.3 
                              Проектирование первого советского базового тральщика 
                                пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения 
                                тактико-технического задания на его создание в 
                                1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический 
                                - в 1932 г. Главным конструктором корабля был 
                                Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского 
                                Флота, внесшими большой вклад в создание корабля 
                                пр. 3 и его дальнейших модификаций, были В. С. 
                                Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.  
                              Постройка тральщиков была начата на Севастопольском 
                                заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству 
                                серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная 
                                верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли 
                                в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в 
                                состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского. 
                               
                              Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта 
                                строительства тральщиков дореволюционной постройки 
                                типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших 
                                себя при тралении. Новые базовые тральщики имели 
                                по сравнению с ними более эффективное тральное 
                                вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках 
                                так же было установлено противолодочное вооружение 
                                (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство 
                                для приема и постановки мин. Вместо паровой машины 
                                мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей 
                                мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла 
                                с 400 до 3000 миль. 
                              В совокупности новые решения, принятые на корабле 
                                пр.3, давали ему значительные преимущества перед 
                                тральщиками дореволюционной постройки и являлись 
                                значительным шагом вперед по сравнению с кораблями 
                                этого класса времен первой мировой войны. Корабль 
                                пр. 3 послужил прототипом для создания базовых 
                                тральщиков отечественного Военно-Морского Флота 
                                пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов 
                                возлагались следующие задачи: разведка, контроль 
                                и траление фарватеров и минных полей; проводка 
                                отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка 
                                минных полей и борьба с подводными лодками.  
                               
                              Тральщик "Трал" был заложен в Севастополе 
                                на Севастопольском морском заводе 05.11.1933 г. 
                                (заводской №67), спущен на воду 23.08.1934 г., 
                                сдан 17.08.1937 г., поднят флаг ВМФ 24.08.1937 
                                г.  
                              25.07.1939 г. по общей классификации кораблю 
                                дан тактический номер "Т-401" ("БТЩ-401"). 
                               
                              С первых дней Великой Отечественной войны нес 
                                дозорную службу у Севастополя, выставлял минные 
                                заграждения, конвоировал корабли и транспорты, 
                                доставлял в районы боевых действий боеприпасы, 
                                продовольствие, боевую технику, топливо. Эвакуировал 
                                из зон боевых действий раненых бойцов и население. 
                                Принимал участие в спасательных операциях; в десанте 
                                в Феодосию в конце декабря 1941 г. - начале января 
                                1942 г., в Южную Озерейку в феврале 1943 г., в 
                                Новороссийско-Таманской наступательной операции 
                                в сентябре-октябре 1943 г.  
                              За годы войны прошел около 43 тыс. миль, отконвоировал 
                                вместе с другими кораблями 161 плавединицу, потопил 
                                одну подводную лодку противника.  
                              22.04.1944 г. корабль был поставлен на ремонт 
                                и модернизацию. После ремонта вооруженный электромагнитным 
                                тралом под тактическим номером "ЭМТЩ-401" 
                                с 24.08.1944 г. участвовал в разминировании акваторий 
                                и портов Черного моря.  
                              Тральщик награжден орденом Красного Знамени. 
                                Имя тральщика увековечено на Мемориале героической 
                                обороны Севастополя 1941-1942 гг., сооруженном 
                                на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.  
                              Корабль был разобран на слом в 1950 г. 
                               |